Больше рецензий

21 февраля 2017 г. 06:02

499

4

Имя мэтра детской литературы Альберта Лиханова наверняка известно многим, ведь еще в советские времена его книги издавались в достаточно большом количестве. Однако ставить слово «популярность» рядом с именем Лиханова не берусь. Его книги никогда не были массовой литературой – скорее всего потому, что автор не пытался развлекать и смешить, а, напротив, выбирал темы сложные и неудобные, даже горькие. Про несытое военное детство, про детдомовцев в мирное время, про взрослых, которые предают и ломают своих детей.
Во второй половине творчества Лиханова усилились безысходные мотивы. Остросоциальные романы «Никто» и «Сломанная кукла» показались мне откровенно «чернушными», уж слишком подробны были описания преступлений и навязчивы разного рода публицистические отступления самого автора.
Однако в конце прошлого года сразу в двух журналах – «Наш современник» и «Путеводная звезда» был напечатан новый роман мэтра «Оглянись на повороте, или Хроника забытого времени». Журнал «Путеводная звезда» позиционирует себя как гуманитарный образовательный журнал для современного юношества, но увидеть произведения новых молодых авторов, например, тех, которые зарекомендовали себя на конкурсе «Книгуру», «Новая детская книга» или лауреатов международной премии В. Крапивина (Ольгу Златогорскую, Нину Дашевскую, Викторию Ледерман и др.) – увы, не представляется возможным. То есть принцип журнала – это, как правило, качественные авторы, проверенные временем. И, надо сказать, они не разочаровывают.
Новая книга Лиханова, жанр которой определятся самим автором, как «роман в повестях», написана в лучших традициях юношеской литературы. Перед нами – классический роман взросления. Автор описывает свой юношеский опыт, когда, закончив школу в начале 50-х годов, решает избрать непонятную для многих профессию журналиста, и едет поступать из родного Кирова в институт, причем не в Москву и не в Питер, куда так стремятся многие его сверстники, а на Урал, в Свердловск.
Лиханов не зря озаглавил свое произведение «Хроника забытого времени». Сетуя во вступлении о российском «национальном равнодушии ко времени, прожитому не нами лично», он стремится, прежде всего, рассказать об опыте людей прошлого времени. Перед читателем – не мемуары и не воспоминания, а тот опыт, который вполне может быть полезен современному молодому человеку. Да, сейчас другое время, другие условия жизни, другие ценностные приоритеты, но вот эта «смесь оптимизма и неуверенности, страха и отваги» присуща любому сегодняшнему абитуриенту, успешно сдавшему ЕГЭ и уезжающему из дома в другой город на учебу.
Конечно, перед нами все приметы послевоенного времени: и фанерный чемоданчик героя, где просто не может быть ничего ценного; и возможность достать билеты на поезд только с помощью Героя Советского Союза, и крысы в общежитиях… Вряд ли это заставит о чем-то задуматься современных подростков, скорее, позабавит.
Кстати, описания жизненных трудностей героя и деловитых способов их преодоления часто заставляют улыбаться, как и выводы, к которым он приходит. Это просто невозможно не процитировать:

«…Так что, поступив учиться, я тут же осознал первоначала философа: бытие — первично, сознание — вторично. Прежде чем спорить и отыскивать истину, было желательно сперва поесть».

Или:

«Это, конечно, звучит совершенно несовременно: ходить в том, что есть. Этакая философия нищеты, что ли? Но вот ведь любопытный вывод: больше времени оставалось на иное. На мечты. На споры, которыми мы как бы нащупывали смысл собственного существования».

А вот вставки автора про разоблачение Сталина, или про то, как главный герой побоялся вставить стихи Ахматовой во вступительное сочинение, потому что это могло стать препятствием для того, чтобы оказаться в вожделенном институте, читать грустно. Потому что сразу думается про день сегодняшний и тех людей, которые умудряются находить достоинства в Сталине и его правлении.
Одно совершенно точно – будущим журналистам читать обязательно! Поскольку этот опыт становления будущего журналиста и писателя ценен и не только в профессиональном смысле. Вот, например, герою иногда приходится решать, как заработать: пойти разгружать вагоны и сразу обзавестись некоей приличной суммой денег или писать коротенькие заметки в газету и понемногу зарабатывать, но при этом учиться писать? Или про то, что писать надо правду, потому что иначе к тебе могут явиться толпой герои твоего очерка – рабочие и набить тебе морду за вранье, как получилось у одногруппника героя.
Очень хочется услышать разнообразные мнения о романе А.Лиханова – прежде всего, людей, которые жили в годы, описанные автором. И, конечно, жажду отзывов молодого поколения – ведь именно для них старался писатель, именно для них писал -

«как смотрели на мир, что видели, чему подчинялись и против чего протестовали»

.