Больше рецензий

Selena_451

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 февраля 2017 г. 17:45

638

5

Фридрих Дюрренматт – человек многих талантов: прозаик, драматург, художник. Особенно на слуху его пьеса «Визит старой дамы», которая известна благодаря советскому телефильму, хотя всего экранизаций пять, и думаю это не предел. И даже те, кто не читал пьесу, слышали о моральной дилемме, которую предлагает автор.

Итак, в чем же соль? В захолустный, провинциальный городишко Гюллен, который знавал лучшие времена, возвращается его бывшая жительница, а ныне миллиардерша Клара Цаханассьян. Жители уже потирают руки, рассчитывая на щедрость богачки, известной своей благотворительностью, но дама предлагает городу сделку: она выплачивает 500 миллионов в казну города и 500 миллионов жителям, но гюлленцы должны убить Альфреда Илла. Альфред Илл – человек, с которым у Клары в юности был роман, но он отказался признать их ребенка и оклеветал. В итоге, опозоренной Кларе пришлось покинуть город и заняться проституцией, где она и подцепила богатого старика. Сначала жители города ИСКРЕННЕ возмущены этим предложением. Но в глубине души каждый надеется, что один из них рано или поздно не выдержит искушения, поэтому гюлленцы начинают шиковать и брать кредиты. Идет время, долги растут. «Ибо искушение велико, а нищета беспредельна». Жители города организуют собрание, где, прикрываясь восстановлением справедливости, приговаривают Илла к смертной казни и приводят приговор в исполнение. Клара честно выполняет свою часть сделки, и заканчивается пьеса картиной будущего благоденствия города.

Автор сам признавался, что, окажись он в подобной ситуации, не знал бы, какой выбор сделал. Жизнь одного человека, причем виновного в преступлении, против будущего целого города? Вот уж действительно «ради общего блага».

«Визит старой дамы» — злая пьеса, именно поэтому трактовать ее следует как можно более гуманистически. И персонажи должны проявлять не гнев, а печаль. И еще: эта комедия с трагическим концом должна быть смешной. Ничто не может так сильно повредить ей, как убийственная серьезность


Но «сделка» интересна не только сама по себе, но и тем, как мастерски автор ведет к ее выполнению. Задолго до того, как читатель узнает неизбежный итог, задолго до того, как сами гюлленцы это осознают, нам даются подсказки. Как только на жителях города появляются новые ботинки, как только убивают черного барса (прозвище Илла), как только в городе звонит новый колокол, Альфред Илл обречен.

Этот жалкий лавочник, сам того не ведая, сразу же становится ее жертвой. Будучи виновным, он убежден, что время списало все его грехи. И лишь по ходу пьесы страх и отчаяние пробуждают в этом заурядном человеке нечто в высшей степени индивидуальное. Осознав свою вину, он начинает понимать, что такое справедливость; неизбежная гибель придает ему величие. (Сцена смерти Илла должна быть решена скорее в плане монументальном.) Гибель Илла бессмысленна и в то же время осмысленна. Если показывать ее только осмысленной, то в ней появится нечто легендарное, и играть ее надо будет в некоем античном городе, а не в Гюллене в наши дни.


Блестящая пьеса, вот бы посмотреть ее в театре!