Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

18 февраля 2017 г. 14:29

661

5

Что сталось со мною?
Я словно в чаду,
Минуты покоя
Себе не найду.
Чуть он отлучится,
Забьюсь как в петле.
И я не жилица
На этой земле.

В догадках угрюмых
Брожу чуть жива.
Сумятица в думах,
В огне голова.
Что сталось со мною?
Я словно в чаду,
Минуты покоя
Себе не найду.

Гляжу цепенея
Часами в окно,
Заботой моею
Все заслонено.
И вижу я живо
Походку его
И стан горделивый,
И глаз колдовство.

И слух мой чаруя,
Течет его речь.
И жар поцелуя
Грозит меня сжечь.
Что сталось со мною?
Я словно в чаду,
Минуты покоя
Себе не найду.

Мне б духу набраться,
Чтоб страх победить.
Рвануться, прижаться,
Руками обвить.
Я б все позабыла
С ним наедине

Хотя б это было,
Хотя б это было,
Хотя б это было
Погибелью мне.
Хотя б это было
Погибелью мне.

«Грехен за прялкой».

Бесконечно печальная, мистическая, красивая и страшная сказка, наполненная неизмеримой грустью, тоскою, ненавистью и отчаянием. Не коварство Князя расстроило меня, и не глупая алчность мельника, и не слепая наивность его дочери и даже не трагедия ее. Я вовсе не считаю дочь мельника несчастной. Хоть и была ее жизнь скоротечна и омрачена предательством и страшным одиночеством и трагической гибелью, но все же… она была счастлива. Пусть только миг, лишь несколько часов, но если она любила своего Князя по-настоящему, то это стоит целой жизни.

Перерождение дочери мельника в Русалку страшнее любой смерти и предательства, ведь теперь она вечно будет томиться на дне Днепра, одержимая мечтами об отмщении, заключенная в свой терем ненависти и обиды, не ведающая прощения, так и не осознавшая, что не погибелью был Князь для нее. Любовь - всегда высшая ценность, сколько бы она не продлилась и чем бы не закончилась. Не всегда она несет с собою лишь радости и благополучие, иногда за нее нужно заплатить собственной жизнью и это не великая цена, на мой взгляд. И хоть я бы и хотела осудить Князя, указав на его безжалостность, легкомыслие и бессердечность, но как то сложно это сделать. Не знаю, не хочу.

Яд ревности, обиды и досады разъел сердце Русалки и превратил ее в мучительницу, вечно живущую, но в действительности мертвую. И что толку теперь заманивать и утаскивать на дно одиноких путников? Что толку песни жалобные петь и сети вить и ждать холодной ночи? Сюжет, повествующий о подобной трансформации, есть в фольклоре, наверное, каждого народа. И не только потому, что подобные истории о соблазненных и погибших девушках популярны в любые времена (быть может, ими любящие родители поучали своих дочерей). Но еще и потому, что этот сюжет ярко иллюстрирует одно из самых страшных превращений, которое может случиться с женщиной - трансформацию любви в ненависть.

Я нахожу весьма любопытным такой глубокий интерес Пушкина к данной теме, ведь он сам не раз соблазнял прекрасных девушек, выбирал любовь свободную и не ведал себе препятствий. Но и все же, как он задумывался над судьбами этих девушек, как глубоко понимал не только их позор земной, но и погибель куда более страшную – духовную. Это удивительно и раскрывает великого поэта с новой стороны, показывает, сколь глубоки и болезненны были его переживания, если выливались в итоге в столь мощные и глубокомысленные тексты. Нет, «Русалка» - это не история обманутой и брошенной глупой девушки, это история куда сложнее и мрачнее, чем можно подумать (как и все, что написал Пушкин).

Не удержаться и от того, чтобы провести параллель с другой известной Русалкой- той, которая пришла из знаменитой сказки Андерсена. И я считаю, что сравнение это необходимо, чтобы показать, что реакция на одно событие (предательство и обман, ведь их обеих обманули и бросили их Князья) может быть совершенно разной. Русалка Пушкина - ожесточенное, полное ненависти, злобы и обиды чудовище, обреченное на вечное существование в облике полумертвой утопленницы с рыбьим хвостом. Русалка Андерсена - великодушно простившая своего обидчика именно потому, что любила его слишком сильно и не могла даже помыслить о том, чтобы разрушить его жизнь с той другой, им избранной разлучницей. Она отдала свою жизнь, потому что настоящая любовь - это не сделка, когда за дарованную ласку должна последовать награда в виде денег или брака, это – самопожертвование, это огромная, быть может, едва выносимая жертва, но, как не удивительно, она дается легко, если есть любовь. Поэтому Русалочка Андерсена мне ближе и когда меня спрашивают о лучшей, на мой взгляд, истории о любви, я всегда вспоминаю именно о ней. Эта нежная Русалочка, вся любовь которой вылилась в одно лишь сплошное самопожертвование ради того, чтоб быть с любимым и ради его радости и увенчалась самопожертвованием ради того, чтобы Он был счастлив (пусть и без нее, а с другой). Но и она была счастлива. Потому что она любила, она слышала его голос, видела его лицо, его улыбку, была (пусть и короткое время) рядом с ним. Разве можно назвать ее несчастной? Или совершившей ошибку? Я уверена, что нет.

А творение Пушкина – подлинно гениально и трагично в своей вековой мудрости и простоте истории, которая вечно будет повторяться.

картинка Beatrice_Belial

Лунная ночь на Днепре" Архипа Куинджи.

А так, могла бы выглядеть дочь русалки, посланная матерью на встречу с Князем и ставшая орудием мести.

картинка Beatrice_Belial

William Samuel Henry Llewellyn "Waterbaby".

Комментарии


Я думаю, что любовь никому ничего не должна.

Поддерживаю это изречение на все 100%!)


Спасибо:) Очень приятно, что есть люди, которые это понимают.


От рецензии дух захватывает. Спасибо!


Спасибо вам за добрые слова:)


Прекрасно написано! Я тоже считаю андерсеновскую "Русалочку" самой лучшей историей любви, которую я читала, настоящей любви, которую и можно назвать этим именем. "Лав стори" несметное количество, но обычно под этим именем (любви) подразумевают банальное влечение полов, неизбежное и в общем ничуть не постыдное - человечество тоже должно размножаться (хотя сейчас это уже тоже под вопросом - сколько уже можно размножаться-то?) -, но к понятию любви большинство этих договоров-сожительств имеет очень отдаленное отношение. К сожалению, в жизни женщины гораздо чаще склонны поступать как пушкинская русалочка, а не как андерсеновская, увы...


Большое спасибо) "Русалочка" Андерсена прекрасна, нежно люблю ее с детства, вот все собираюсь сесть и написать рецензию)

К сожалению, в жизни женщины гораздо чаще склонны поступать как пушкинская русалочка, а не как андерсеновская, увы.

Согласна, андерсеновская Русалочка- настоящий бриллиант, таких женщин очень мало. Да только вот ценят ли их мужчины? Андерсен, видимо, так не считал:(


Да только вот ценят ли их мужчины? Андерсен, видимо, так не считал(

И это тоже очень верно - не ценят, по какому-то странному парадоксу их это даже часто раздражает...


Интересно почему? Может быть, они считают, что недостойны вот такой любви, как та, что могла дать принцу Русалочка?


Только что заметила комментарий -
Боюсь, что каждый мужчина, будь он хоть полной ноль в всех смыслах, считает себя достойным любви самой лучшей (тоже во всех смыслах) женщины:)
Почему не ценят-то? Тут наверное надо залезть в дебри психологии и физиологии, что-то там с определениями "высокоприматичная/низкоприматичная самка" (читала где-то такую теорийку)...Может быть потому, что им кажется, что это показатель слабости, "неуспешности" женщины, которая кажется навязчивой, всегда доступной в плане - всегда по первому свистку вернется (так им кажется), не может проявить "силу воли", доказать, что у неё таких как он "хоть ложкой ешь", кроме того может напоминать о всегда присутствующем пусть и на подсознательном уровне чувстве вины и т.д. Наверное об этом лучше спросить мужчин:)