Больше рецензий
17 февраля 2017 г. 13:53
2K
4.5
РецензияИтак, — хвала тебе, Чума,
Нам не страшна могилы тьма,
Нас не смутит твое призванье!
Бокалы пеним дружно мы
И девы-розы пьем дыханье, —
Быть может... полное Чумы!
Гениальная пьеса о торжестве жизни, равно как и о торжестве смерти. По силе воздействия на психику и душу человека она весьма впечатляюща, а по своему философскому потенциалу поистине неисчерпаема. Сколько есть в этом мире людей, столько и версий о «правильном» поведении в чумные времена. Но от этого не легче, потому что каждая жизнь в любые времена - это жизнь во время чумы. Разница лишь в том будет это пир или скорбная молитва, или апогей страха, или лихорадка безумия. О, немало вариантов пережить чуму длиною в жизнь. И тут уж каждый выбирает по себе…
К чему пускаться в банальные рассуждения о морализаторстве священника или о предсмертной наглости пирующих? Вина, еще вина! И будет смерть не так страшна! Размышления о смерти- неотъемлемая часть жизни любого человека, ибо (бесконечно банальная истина, но все же) именно смерть придает ценность жизни. Но так ли? А что если ценность жизни придают любовь или искусство, или служение?
Чума - это сама жизнь, полная страданий, остывших желаний, несбывшихся надежд, похороненных в душе восторгов, разочарований, скорби, уныния и… чумного безудержного веселья, которое становится превосходным ответом на такую жизнь. И разврат, и смех (а в особенности черный юмор, который и есть единственно возможный юмор), и песни, и пляски, и даже моление на красоту безоблачного неба, неутолимую прелесть природы, восхваление любимой - все это пир во время чумы. И отказаться пировать – значит отказаться жить, и это тоже один из способов победы на чумой (по Гамлету). Не пировать - значит «не быть».
И вот чума, несущая смерть всем и каждому, отворяет врата в могилу, парадоксальным образом спасая и защищая от жизни, которая и есть Чума. И в круговерти подобных мыслей приходишь к вполне логичному и естественному выводу о том, что смерть - это спасение, покой, тишина, а жизнь… чумная пирушка. Пируйте как хотите! Можете задумываться периодически, или ненавидеть, или любить, или петь песни (неважно веселые гимны или скорбные напевы) – у каждого свой способ испить дыханье, полное Чумы. И вот, после этой пьесы Пушкина поневоле задумаешься - а так ли страшно оказаться в чумном городе? Каждый из нас там бывал много раз, а может быть, мы все и вовсе постоянно живем в нем (или выживаем), но в любом случае - каждый на свой лад…. пируем.
Комментарии
Страшная игра слов... Об алкоголе или чувстве вины... Но в обоих случаях смерть будет не так страшна. Только подтекст разный: в первом случае она будет уже не так страшна, а в другом - еще не так страшна...
Да, так и было задумано, спасибо, что отметила:)
Все бы так, да возникает вопрос - пир пиру не рознь ли? Или все-таки можно остаться жить, умерев для пирушки? Все-таки дело пира - заглушить страх перед жизнью, но нельзя ли победить этот страх? В общем, тут приоткрывается целое поле для интеллектуального пиршества:)
Не знаю в какой мере у меня это получилось, но я пыталась передать в рецензии мысль о том, что пир у каждого свой, что можно пировать с распеванием веселых песен, а можно- с песнями печальными, или можно быть на пиру, но при этом задумываться, как сделал в конце Председатель. Вот что я имела в виду. С этой точки зрения, дело пира- это не совсем (или точнее, не всегда) заглушение страха перед жизнью или смертью, а скорее способ существования. Страх можно победить и вот эти самые строки из эпиграфа к рецензии, на мой взгляд, как раз об этом. Тут можно долго вести обсуждения и тем и выделяется "Пир во время чумы", что мнений будет столько же сколько и читателей, потому что такие тонкие вещи каждый чувствует по-своему:) Я только что прочитала и твою рецензию на эту пьесу и понимаю, в чем наши мнения не совпадают, а в чем схожи. Ты пишешь
А я пишу
Кое-что схожее в наших взглядах есть. Но есть и различия. Так, ты считаешь, что пир - это именно веселье (если я ошиблась, уточни), а я считаю, что пировать можно по-разному.
Такие дела:) Эта пьеса допускает множество толкований и у каждого оппонента будут сильные аргументы.
Я не слишком доволен своей рецензией на "Пир", почему и подчеркнул концовку - меня скорее эта пьеса повергнула в глубокую задумчивость и я так от нее и не избавился. Хотя вопрос там поставлен так же: пир пиру рознь или, - есть и что-то кроме пира. "Пир" Платона, например:)
"Пир - это именно веселье". В том-то и дело, что нет или опять-таки - веселье веселью рознь. Это как со смехом - можно смеяться, а можно гоготать. Вроде одно и тоже, а совсем разные вещи. "Пир" для меня ближе к гоготу, а смех - это святое:)
На лл всего 3 рецензии на эту пьесу (вместе с моей), так что я думаю многих читателей она настолько повергла в задумчивость, что большинство предпочли вообще ничего не писать:)) За всех мы отдуваемся:))) "Пир" Платона- отдельный разговор и очень интересный. У тебя несколько отличное от моего понимание значения слова "пир" и проистекают различия нашего восприятия из наших индивидуальных взглядов на жизнь и смерть. Но читая рецензии друг друга, мы обогащаем и дополняем наше восприятие, что тоже интересно:) Потому я и люблю читать хорошие рецензии или истории. Это может быть не только приятно, но иногда очень даже полезно:)
Так выпьем за новые хорошие рецензии и истории! И сами их не забудем написать:)
Я думаю если бы Пушкин прочитал наше мнение об этой пьесе, он бы сам офигел от того, сколько всего мы в ней раскопали и поняли:)))
Я уверен в том, что окажись Пушкин в инете, и он точно офонарел бы - по многим поводам:)
Я стихи с листа плохо воспринимаю, поэтому для меня "Пир во время чумы" -- это в первую очередь одна из частей фильма 1979 года "Маленькие трагедии". Отлично там все сыграли :)
Кто-то может это трактовать как призыв к тотальному беспределу:)
Не забывайте, что речь идет о чуме. Разве эпидемия чумы- это уже не беспредел?
Одни их самых сильных строк (некоторые считают, что самые сильные) из всего, что написано Пушкиным. Сколько здесь смыслов, подтекстов, трактовок...Эх, Пушкин...Просто мурашки по коже.
Согласна, потрясающие строки)