Больше рецензий

14 февраля 2017 г. 14:36

112

4 А как быть с теми, кто нарушает заповеди?

Очень не просто было читать книгу, главным образом, по той причине, что как-то много неразъясненного, одностороннего. Размышления Нехлюдова о частной собственности, о тюрьмах, о государстве, армии и прочих вещах, извините, но, на мой взгляд, - это вопросы политики, истории, экономики, философии, чего угодно, но не художественной литературы и не романа. Может быть, в то время, подобные Толстовским, утопические воззрения социализма и были в тренде, но с позиции сегодняшних представлений о жизни мы понимаем, что это устарело, пресно, ограниченно. Даже несмотря на то, что Толстой отмахивался от ярлыка "социалиста", уж очень он был близок к нему. С Достоевским было то же самое по молодости, но каторга его исправила, спустила с юношеской мечтательности в реальность, так сказать (ни в коем случае не оправдываю такое наказание, не подумайте). В "Воскресении" я был внутренне несогласен с позицией Нехлюдова относительно многих вопросов, в которых он спорил со своими оппонентами, как-то очень странно считая себя правым во всем и не пытаясь подумать в другой плоскости. Удивительное упрямство и однобокость.
Что же, Лев Николаевич, предлагаете уничтожить армию, государство, тюрьмы, законы, всем покинуть города и жить в деревнях? Да ведь это самоубийство. Я понимаю, что это должно распространиться на весь мир, на все человечество и тогда бы установился рай на Земле. Но, Лев Николаевич, вы забыли, что человек, согласно религиозным представлениям, жил в раю и был изгнан из него. Мы вкусили запретный плод и уподобились животным. Мы и есть отчасти животные. А у животных действуют другие законы - законы природы, а не Бога. Либо ты будешь бороться за то, чтобы к тебе относились не как к рабу, а как к человеку, либо каждый раз будешь подставлять щеку и получать по ней. Я понимаю, безусловно понимаю, что христианские заповеди есть высшая цель, к которой нужно стремиться, но каждый ли на это способен? Быть рабом, осознавать свое рабство и не противиться ему? Терпеть, подобно Христу, унижения и оскорбления и при этом не озлобиться, сохранить в себе любовь к людям? Как быть с теми, кто творит безнаказанность и беспредел, учиняет насилие, жестокость, убийства, воровство и прочее? Как быть с тем случаем, который описан в "Братьях Карамазовых" Достоевского, когда бывший генерал повелел раздеть до гола восьмилетнего мальчика и на глазах у матери спустил на него собак для травли? До скольких раз прикажете генералу прощать: "до семи" или "до семижды семидесяти раз"? А имеет ли мать право вообще прощать такое? А имеет ли право Бог прощать такого генерала? И как может Бог строить свой рай хотя бы на страдании одного такого ребенка? Все это было отражено в последней книге Достоевского и никаких ответов не прозвучало. Поэтому, при всем уважении к христианским заповедям, возникает всего один вопрос: "а всегда ли мы имеем право их соблюдать"?