Больше рецензий

11 февраля 2017 г. 17:42

594

4.5 Стихи и музыка

Книга - отличный путеводитель по творчеству Джима Джармуша. Как сообщается на первых страницах, она устроена подобно его фильмам, стоит на трёх столпах:
- музыкальное сопровождение (краткий очерк музыкального критика(ов) о саундтреке картины);
- взгляд, идея, мысль Джармуша (не путать со "смыслом", "историей", "сюжетом" - это не о Джармуше), отраженные в эссе кинокритика и составителя сборника Антона Долина;
- стихотворение, написанное по мотивам фильма современным российским поэтом или поэтессой (к каждому фильму, соответственно, разными поэтами).

Собственно, основная и самая значимая часть книги - это тексты Долина. Они похожи на фильмы Джармуша, т.е. не пытаются прояснить сюжет, разложив его на все возможные и невозможные варианты понимания, в них нет скрупулезного анализирования каждого кадра. (далее предположим, что читатель знаком с материалом и фильмы ему нравятся). При этом, прочитав их, вы неожиданно можете открыть для себя, что всё, что было "не понятно" и казалось слишком странным, теперь представляется вполне ясным, при этом всё еще далеко непрозрачным - каждый новый просмотр что-нибудь новое да откроет, потому что Джармуш - мастер мелочей и освещения "неважных" сцен повседневности. Вы еще раз убедитесь в своей любви (думаю те, кто хочет убедиться в ненависти, вряд ли станут читать эту книгу) к Джармушу, потому что, как мне кажется, целью Долина, сознательно или бессознательно, было написать как раз такой манифест, признание в любви режиссеру, а не прочтение и уж тем более "интерпретацию творчества" режиссера самого поэтичного американского кино.
А те, кто знаком с творчеством Антона Долина, читают его статьи и слушают радиоэфиры с его участием, уже давно обо всём этом знают, и содержание этих очерков на 2-3 страницы им уже будет известно, просто изложено в более литературной форме, закреплено чернилами, никто не перебивает и не шутит - кинокритик и его соло.

Если не смотрели фильмы - лучше сначала посмотрите, а уже потом приступайте к прочтению (и фильмов, и эссе). В конце также есть несколько интервью, очень живых и просветляющих - в них Джармуш рассказывает о своем творческом мировоззрении. Это очень важная часть книги - здесь на всего нескольких страницах ярко раскрывается личность режиссера как художника и просто человека.

Поэтическая часть этой книги - отдельный разговор. Стихотворения писали близкие и товарищи Долина, хорошие поэты. Получились они на удивление безвкусными. Складывается впечатление, что придумывались стихи впопыхах, а их некоторые авторы фильмов Джармуша не видели вовсе. Без них - книга из разряда настольных для всех почитателей самого неамериканского американского режиссера современности.