Больше рецензий

10 февраля 2017 г. 11:26

523

5

Какое счастье, что иногда появляются книги, от которых невозможно оторваться и которые смело можно назвать современной классикой. к таким относится и роман норвежца Ларса Соби Кристенсена "Посредник". С первых же слов и до последней страницы роман не оставляет наших мыслей, и построен он как хорошая классика - все "ружья" стреляют, да как стреляют - прямо в сердце! Тема романа неизбывна: отношения человека с самим собой и семьей. Дружба и предательство. Мы вновь и вновь понимаем, как одно слово, один поступок (или его отсутствие) драматически меняют ход не только нашей жизни, но и жизней других людей, влияют на самооценку, самоопределение и будущие достижения. Кто я и кто другие? Нужно ли отвечать дружбой на бескорыстную дружбу другого, пусть и не самого интересного тебе человека? Мамино пение - счастье или раздражающая привычка? Хозяин ли я своим мыслям? А телу? Искренность взрослого героя просто доводит до слез. Отдельную роль играют в романе всевозможные слухи, и повтор и распространение домыслов с иронией поданы автором.
Герой романа - подросток Кристиан, предпочитающий, чтобы его называли "Фундер" (Умник), а его сплошь и рядом зовут по-другому: и Чаплин, и Эрудит, и просто Крис, и Бледнолицый...он отдыхает с мамой на острове, как и каждое лето. Пытается написать стихотворение о прилунении американцев. И встречает нескольких людей, слова и действия которых становятся судьбоносными для него. Во второй части романа мы следим за жизнью малюсенького американского городка, где некоего Фрэнка принимают на должность Посредника - человека, сообщающего дурные вести семьям погибших. В конце романа жизни Умника и Посредника пересекаются, и все линии романа выстраиваются в стройную картину.
При чтении первой части неотступно преследует ассоциация с "Над пропастью во ржи" и "По направлению к Свану", во второй - с "Гнездом кукушки". Книга имеет бесспорное высокое самостоятельное звучание. Мотивы поиска идентичности, казалось бы, давно исчерпанные мировой литературой, в романе норвежского писателя настолько тонко поданы, что современный читатель, особенно читатель неискушенный, не сразу понимает значение всех этих страниц. Ну, лето, ну, рыбалка, девушки, тетушки героя...и лишь в конце романа смысл происходящего, его правильная оценка дается читателю - ненавязчиво, но очень ощутимо. Книга производит сильнейшее впечатление. Рекомендую всем.