Больше рецензий

9 февраля 2017 г. 17:04

432

4

Приключения Эраста Фандорина - 6
Повесть о маньяке

История, являющаяся парной к предыдущей повести - "Пиковому валету". Главным героем этих двух частей для меня все-таки остался не Фандорин, а Анисий Тюльпанов. Два расследования, имеющие как сходства, так и различия.

Если в "Пиковом валете" противником Фандорина является обаятельный плут и манипулятор, в каждой афере которого кроется мальчишеское желание показать себя, то в "Декораторе" все совсем иначе. Преступник здесь - безумный фанатик, маньяк, внедряющий в мир свою Идею. Все его деяния, в отличие от проделок того же Пикового валета, будут весьма кровавыми. Да и как иначе, если перед нами Джек Потрошитель.

Акунин умело использует самую таинственную фигуру 19 века, предлагая собственный вариант личности безумного убийцы. Чтобы стопроцентно погрузить читателя в сознание маньяка, автор добавляет в повествование фрагменты от лица Потрошителя. Мы видим, как вызревает в его мыслях идея, как она раз за разом воплощается, как уживаются в сознании безумца вера в бога и кровавые расправы. С точки зрения психологии, блестящее изображение.

Отличаются две повести, в первую очередь, атмосферой. В "Декораторе" ничего не осталось от доброй иронии "Пикового валета". Здесь правят цинизм, расчетливость и смерть. Один список жертв чего стоит. И каково бедному Анисию Тюльпанову в этой мрачной обстановке! Да, за три года работы с Фандориным он повзрослел и многому научился, но в душе остался милым наивным юношей. Именно ему, а не его знаменитому шефу, выпадет на долю встреча с преступником. Юношеская восторженность, верность делу и друзьям против холодного расчета.

Пожалуй, эта история хороша не детективной интригой (она разгадывается еще на середине расследования, если обращать внимание на детали), а раскрытием персонажей. Человечный и бесконечно одинокий Эраст Фандорин, которого лично я уже успела подзабыть, ведь таким он был только в конце "Азазеля". Здесь с него снова снимается маска супергероя - пусть ненадолго, но сцена в комнате Тюльпанова говорит очень о многом. Вообще одиночество - это та черта, которая присуща всем героям этой повести. Здесь каждый сам по себе.

В целом, "Декоратор", конечно, не является чем-то выдающимся. Помимо количества и состояния трупов эта повесть ничем не отличается от других частей цикла. В сравнении со "Смертью Ахиллеса" она даже проигрывает по степени закрученности интриги. Но благодаря писательскому таланту Акунина и образу Анисия Тюльпанова читается эта история на одном дыхании.

КП