Больше рецензий

9 февраля 2017 г. 11:03

459

5

За роман Анны Матвеевой "Завидное чувство Веры Стениной" я принималась со смешанными чувствами: с одной стороны, восторженные рецензии вселяли надежду, с другой - некоторое раздражение от смелости ( мягко говоря) автора уже в названии связать сразу как минимум две темы, неизбежно отсылающие нас к "Зависти" и "Смилле и ее чувству снега". Помимо Олеши, сразу же всплывают в памяти без числа тексты и мотивы - Моцарт и Сальери Пушкина и не только; философские трактаты и знаменитое "кто скажет что-нибудь в защиту зависти?"... Все эти мотивы рассматриваются в книге, когда героиня ( Вера) подвергает свое лелеемое чувство подробному анализу.
Сюжет прост как три копейки: две подруги со школьной скамьи, одна отличница, дома все лучшее для нее, но скучноватая, другая - в поле ветер, в жопе дым, но талантливая и популярная. Их жизнь со всеми обидами, победами, романами лет до 50. Что выгодно отличает этот роман от других современных и придает избитому сюжету интерес - период действия ( 90-е) и место - популярный ныне Екатеринбург. Хорошего романа о периоде диких 90-х, о повседневной жизни, взрослении детей, столкновениях ментальностей родителей из СССР и детей нового времени я пока не встречала. Это первый. Анализ изменений, которые претерпело наше общество, дан в том числе и на уровне лексическом. Зависть Веры, живущая в ней в образе летучей мыши, подвергается всестороннему рассмотрению, по мере взросления и умножения мудрости героини происходит осознание, что зависть (во всяком случае, вариант Веры) - своего рода любовь, постоянное восхищение предметом зависти и мазохистское сравнение с личными реалиями. Зависть не дает Вере осознать собственную уникальность, неординарность, зацикленность на "везении" и "достижениях" подруги Юли мешает расправить крылья - не зря ее гражданский муж делает верин фотопортрет с черными крыльями.
Вера тонко чувствует искусство, и роман нашпигован названиями картин, которые она выстраивает в умозрительные тематические выставки, как рождественская утка - яблоками. Увы, не прошедшая по сей день мода на просветительство посредством романов не обошла стороной и Анну Матвееву. Мы избавлены от истории ( тайной! Сенсационной!) написания того или иного шедевра, но бесконечные перечисления имен художников несколько раздражают.
На мой взгляд, нет ничего хуже, чем передавать свои личные впечатления о произведении искусства, если они являются частью тобой же принятой системы координат. Этим напрягает Набоков (а за ним - целый ряд героев разных романов) в Дальних берегах - как они с мамой видели цвет букв и, соответственно, слов. Так и наша Вера "слышит" картины, что, кстати, приводит к уморительному инциденту на выставке картин полуобнаженных мальчиков - Вера слышит крик одного из них и находит пристроившегося непосредственно к картине извращенца со спущенными штанами. Но в целом эти включения чувств героя по отношению к произведениям искусства утомило уже у Рубиной - кстати, в ее "Белой Голубке Кордовы" тоже речь идет о подделках картин. Тем не менее, роман Матвеевой не производит впечатления компиляции модных ходов и тем, имеет бесспорное сильное самостоятельное звучание.
В романе тонко подмечены и остроумно обыграны всевозможные приметы времени ( а это время нормальным, связным художественным языком пока никто не изображал), события, потрясавшие страну, ненавязчиво отражены в личном развитии героинь, их детей.
Многочисленные словесные портреты, мастерское использование несобственно-прямой речи, полифония воспоминаний героев - все это продолжает классическую традицию русской литературы и доставляет большое удовольствие читателю. Вместе с тем, к сожалению, автор не избежал бича современной литературы - стремления вводить излишнее количество эпитетов ( я цитировала уже Чехова в письме Горькому по этому поводу: восприятие героя/ ситуации утяжеляется от многочисленных характеристик - как "ярлыков", так и прилагательных.) Прекрасно поданы любовные сцены и впечатления героинь, что представляет собой редчайший случай в современной литературе, особенно русской. Герои пересекаются, тасуются, возникают дополнительные связи между нашими главными героинями, случайные знакомства одной запускают снежные бураны событий в жизни другой...смешанные чувства остаются и после прочтения: в романе есть длинноты и много того, что не является ни прекрасным, ни необходимым - и все же я могу с полной уверенностью рекомендовать книгу Анны Матвеевой как прекрасный образец хорошей современной прозы.