Больше рецензий

9 февраля 2017 г. 11:02

382

5

В последнее время русская литература переживает просто немыслимый под'ем, радуя нас новыми, яркими именами. Лично для меня это Водолазкин, Матвеева и Ал. Иличевский.
Новый сборник рассказов Анна Матвеева "Лолотта" я ждала с большим нетерпением: люблю рассказы, больше всего - рассказы "с изюминкой", а мастерство Анны Матвеевой уже имела возможность оценить по сборнику "Девять девяностых". Но ничто не предвещало такого сильного впечатления, какое оказали на меня эти 9 рассказов. Есть некая привязанность у автора к цифре девять, явно.
Не связанные между собой ничем, кроме слова "Париж", эти истории отзываются в душе, затрагивая каждая - свою струну. Сотни рассыпанных по тексту мелких наблюдений, точнейших и глубоких, походя брошенных слов о современной и недавно ушедшей эпохах, отсутствие нравоучительных нот, филигранно данные характеры героев - кстати, большинство рассказов написаны от первого лица - все это выводит тексты на уровень больших мастеров.
Париж! Город, особенно дорогой сердцу каждой россиянки, предстает в самых разных ипостасях. Это и современный Париж, где сын купил квартиру своей маме, простой русской женщине - осуществил ее мечту и дал второе дыхание. Это и богемная столица художников, и умозрительный город несчастной учительницы французского. Это село Париж в России, и комплекс элитного жилья в квартале Екатеринбурга... Но топос в данном случае (за искл пары рассказов, где именно Париж - ключевое слово) - лишь декорация к той драме, которую
мы угадываем и проживаем вместе с героями. Поражает разнообразие сюжетов, причем негромких, приглушённых. Герои стоят перед глазами как живые: с этой женщиной я вместе работала, а такого "красного директора" застала на одной из работ...Большая редкость в современной литературе: убедительность персонажей, заметьте, как редко можно встретить сегодня на страницах романа или рассказа настоящего, не раздражающего своей картинностью героя! не зря большинство произведений состоят сплошь из диалогов или дневников, авторы избегают прямых характеристик, ограничиваясь речевой, да и в ней фальшивят. У Анны Матвеевой еще в "Завидном чувстве" поражала точность, живость образов, а добиться такого в небольшом рассказе - мастерство высокой пробы!
Сюжеты рассказов разнятся, но все они - в обойме классических: любовь, одиночество, предательство...Написаны рассказы так, что непременно один из них станет излюбленным спутником. Это и есть самый настоящий успех.