Больше рецензий

8 февраля 2017 г. 18:33

331

3.5

Ручной Привод — загадочное устройство в городе Москва, эдакий Бог внутри Машины, — разгоняется куда быстрее, чем текст Панова. До самой последней главы у меня создавалось стойкое ощущение, что это всего лишь начало. Практически весь роман — сплошной раскачивающийся старт. Мы следим за жизнью на Подстанции, ходим по клиентам с Пандорой, обследуем Михайловскую с Юлей... И тут — опачки — финиш. Приехали. Конец. Эпилог. Такое иногда случается: вот ждешь-ждешь чего-то эдакого, взрыва, накала до предела, но вместо этого получаешь пшик. Автор так мастерски усыпил бдительность читателя, что тот проспал всю кульминацию.
Я проспала.
А жаль.
Ведь роман сам по себе неплохой. Мир, придуманный Пановым, интересно обыгрывает веру, Бога, Рай и Ад, ангелов и демонов, концепцию души, не называя их привычными нам именами. Размышляет на очень философские темы о природе религии и человеческой сущности, поднимает извечные вопросы отцов и детей, существования Бога, психологии принятия решения и т.д.
Очень оригинальными и интересными смотрятся практически все персонажи романа, даже самые второстепенные, такие как Мартин — последний клиент Пандоры. О них мы знаем немного, но одно точно сказанное предложение делает их глубже, чем просто картонка. И вместе с тем Панов запорол более важных героев. Взять ту же Юлю. Бойкая журналистка, упрямая, стойкая... и совершенно нераскрытая. Ходит-бродит пол-романа по Подстанции, обучаясь драться с курами. И в конце, по сути, всё решает. К счастью, она отлично оттеняется такими выраженными персонажами, как Карбид, Ясень, Черепаныч да и вообще все жители Малой Земли. Даже Агава выглядит куда более живой, чем Юля.
И на фоне всего этого философского безобразия с лёгким привкусом безумия (в хорошем смысле) совершенно неуместно смотрятся эпизоды с раскрывшимися «искрами». Левитация, ударные волны из рук, прыжки через трёхметровый забор, тройное сальто назад на пять метров. Серьёзно? Подвело господина Панова чувство меры, атмосфера не выдержана, скатилась в фарс.
А жаль [2].
Двоякие ощущения вызывает книга. С одной стороны интересно наблюдать за развитием отношений героев, проникаться миром Ручного Привода, но с другой... когда Пандора начинает выделывать финты, хочется поскорее прочитать эпизод, не вдумываясь.