Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2017 г. 19:19

700

2.5

Затрудняюсь определить жанр этого произведения. Вроде бы, аннотация обещала интеллектуальный триллер с нотками искусствоведческого детектива и авантюрного романа, иллюстрирующими нелёгкий путь целеустремлённой современной женщины к своей мечте о «высшем» обществе. И всё бы ничего, но на деле к этому в немеряных количествах примешались низкопробное бульварное чтиво, нескрываемая многостраничная реклама известных брендов в бесконечных перечнях покупок и гардероба героини и грубый, граничащий с порнографией, эротизм. Из-за нарушения жанровых пропорций и общей вторичности сюжета «Маэстра» оказалась для меня всего лишь перекосяченным клоном оттенков серости. В его центре образ современной авантюристки Джудит Рэшли, с несомненным наслаждением выписанный автором, – не вполне реалистичное воплощение беспринципной и брутальной вседозволенности, которым читатель должен… что? Восхититься? Удивиться? Примерить на себя? Взять за образец для подражания? Посоветовать подружкам? Почитать вдвоём с мужем? Просто тупо поржать?

На самом деле не происходит ничего. Возникает только крепнущая от страницы к странице убеждённость, что и героиня, и автор слегка, а может, и не слегка, неадекватны. Не спорю, собственные желания и способы их удовлетворения могут быть сколь угодно откровенными и до дрожи волнующими самого автора, но это вовсе не значит, что таковыми они окажутся и для читателя, нацелившегося всего лишь почитать детектив. Всё же не все свои фантазии стоит выплёскивать на бумагу, если осознаёшь, что пишешь не девичий дневник, а какую-никакую, но литературу (пусть даже не с большой буквы «Л»). От книги, несмотря на похождения героини в знаковых местах - Лондоне, Риме, Париже, - остаётся стойкое ощущение одной и той же грязной уборной. Чтение сопровождает почти физиологическое ощущение тошноты: кажется, что всё здесь пропахло потом, спермой, рвотой, несвежим бельём и кровью. Да и героиню, сосредоточенную на своей телесности, то и дело выворачивает, что явно не озонирует атмосферу текста. Столь же постоянным оказывается и чувство глубокой неловкости: Л.С. Хилтон делает читателя каким-то вынужденным вуайеристом, принудительным соглядатаем физиологических подробностей убийств, расчленения, неаппетитных сексуальных сцен. Всё это не вызвало у меня никакого внутреннего трепета, страха или сострадания, и уже после первой сотни страниц я просто пролистывала эпизоды авторского самоудовлетворения.

Но и это было бы ничего, если бы через все подобные сцены проходила оригинальная смысловая сюжетная нить. Так нет! Уши прототипов торчат из каждого эпизода, старт и поворотные точки сюжета неубедительны, убийства не мотивированы, безнаказанность и социопатичность Джудит и её окружения железобетонны, постельно-шоппинговые описания длиннее сюжетных, а зло не только никак не наказано, но ещё и занимается самолюбованием. Что из всего этого можно извлечь? Только то, что ты прочитал макулатуру под маской литературы. Что имеем: решила украсть, раз другие крадут, и стала красть; решила убить, раз кто-то стоит на пути – и ни тени сомнения, ни каких-либо мук совести, все средства хороши ради «своего свечного заводика в Самаре»... то есть собственной галереи «Джентилески»… Господи, это я сейчас о чём? Нет-нет, это всё совсем не из этого романа. В мире «Маэстры» про совесть ничего нет, о морали тоже нет, даже нормальных человеческих чувств по сути нет, не говоря уже о рефлексии… И искать всё это здесь было бы нелепо и наивно. К этой книге нельзя подходить с такими понятиями – им нет места, они не существуют в её мире. А что же тогда есть? Ничего, ради чего её стоило бы читать, кроме упорных описаний настойчиво стучащихся в мозг (или всё же не в мозг?) потребностей. Вот так раз за разом и выходит: убила, обобрала, расчленила, чистенько вымылась, накрасилась, надела трусики от Карин Жильсон, платьице «Баленсиага», босоножки из некрашеной кожи питона (nota bene для Л.С. Хилтон: не забыть точно указать, за сколько €), положила в клатчик от «Гуччи» пистолетик «Глок» – и вперёд к новым подвигам. При чём тут что-то ещё?

Если получится воспринять прочитанное как юмор, нуар и трэш, то в этом качестве «Маэстра», наверное, читабельна. Но даже в этом случае книга на любителя, и рекомендовать её кому-то я не рискну, как и продолжений этого «триптиха» читать не стану, поскольку… как-то я не вполне уверена, что это действительно юмор, нуар и трэш.