Больше рецензий

26 октября 2010 г. 02:05

44

5

Есть такие книги, под обложкой которых скрывается совсем не то, чего от них ожидаешь.К таким произведениям можно отнести замечательный, несправедливо подзабытый, роман Джека Лондона. Здесь под маской приключенческой истории таится очень глубокое и неоднозначное повествование. После прочтения романа невозможно не провести параллели с гениальным творением Уайльда.

В образ Вольфа Ларсена автор вложил идеи социализма, дарвинизма, романтизма и даже немного гедонизма. В результате получилась настолько оригинальная и противоречивая личность, что аналогов наверное нет нигде в классической литературе. Не менее удачно получился и второй персонаж, Гэмфри ван Вейден, а также большинство персонажей второго плана.

От предполагаемой морской романтики практически не осталось следа. Зато сцены в конце романа по своей мрачности могут соперничать с романами Достоевского.

И как же к месту на фоне всего этого безобразия прослеживается превращение человека, от лица которого ведется повествование! "Жизненная закваска" Ларсена находит отображение в эволюции хиленького ван Вейдена, но брожение происходит совсем по другому. Идеалы (если так можно выразится) Вольфа Ларсена совершенно в ином свете оживают в новоявленном штурмане. От этого концовка романа становиться только трагичней.

Оправданы ли поступки капитана? Виновато ли общество в нереализовавшемся гении Волка (кстати с этой стороны его интересно сравнивать с коком Мэгриджем, которому тоже впору сетовать на судьбу, что он и делает регулярно)? Каким образом огромное, граничащее с безумием, упорство Ларсена, его любовь к книгам и прекрасный интеллект могут соседствовать с жестокостью и безпринципностью? Автор не пытается дать ответы. Тем интересней снова возвращаться к "Морскому волку".

Комментарии


В образ Вольфа Ларсена автор вложил идеи социализма, дарвинизма, романтизма и даже немного гедонизма.

Ницшеанство вложил автор.


Не согласен. Хотя бы потому, что Сверхчеловек Ницше любил жизнь и считал ее верхом всего. Ларсен ее ненавидел и не ценил, сравнивая людей из свиньями. От Ницше там осталось только стремление (достижение) к самоусовершенствованию: умственному и физическому.


Свою жизнь - безусловно, чужую - нет. И потом, разве сверхчеловек стал бы церемониться с обычным человеком?


Кстати:



Весьма часто мои книги оставались непонятыми. Очень давно, в начале моей литературной карьеры, я выступил против Ницше и его сверхчеловека в романе "Морской волк". У романа была масса читателей, но никто не понял, что в нем развенчивается идея сверхчеловека.


Лондон Дж. Собрание сочинений: В 14 т. М.: Правда, 1961. Т. 6. С. 231-232.


Не верю. Ну не вижу я в упор там пресловутого Сверхчеловека! У Ницше есть идея, есть смысл существования, великая цель. Вольф Ларсен же закоренелый циник, для которого жизнь - бессмысленное брожение закваски. Он ни во что не верит. В этом главное отличие.

Насчет наведенной цитаты. Можете считать меня психом, но я ни гроша не дам за все мнения советских заидеологизированных критиков. Уж они то неподражаемо умеют вырывать слова из контекста. После прочтения послесловия моего любимого "Мартина Идена" первым моим желанием было вырвать эти последние страницы и выбросить в мусорный ящик. Единственное, что может меня переубедить - это текст американского рецензента с этими цитатами писем автора друзьям на оригинальном языке. А еще лучше - полный текст письма Джека Лондона, с которого вырванная цитата. Так же на языке оригинала. ОЧЕНЬ буду Вам благодарен, если осчастливите меня линком на эти вещи. Или наши уважаемые критики наврали, или Джек Лондон по настоящему великий обманщик.


Jack London, Letter to Mary Austin, Nov 5 1919, cited in No Mentor But Myself, Jack London, Dale Walker, Jeanne Reesman, Second Edition, 1999

Ссылки надо искать.


И еще. Автор, который на протяжении всего романа всецело на стороне главного героя, поощряет каждый его шаг, полностью симпатизирует ему и даже в конце книги ни словом не обмолвившись, что осуждает его может согласиться с тем, что жизненная философия его протеже нежизнеспособна (извиняюсь за тавтологию), но НЕ МОЖЕТ назвать свою книгу нападкой на нее (это я больше о "Мартине Идене").