Больше рецензий

_Yurgen_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 февраля 2017 г. 22:58

287

4 Слово об интеллигенте

Книгу читал в Париже – оттуда многое видится по-другому, нежели, когда ты находишься в родимом отечестве.
Валерий Попов постарался пройти между Сциллой и Харибдой, апологией и филиппикой, т.е. написать объективную биографию известного учёного, которого называли «совестью нации» (особенно в 90-е годы). Это труд очень тяжёлый и неблагодарный. Длинная жизнь Лихачева развёрнута во всей пестроте, неоднозначности и сложности. Скажу лишь о некоторых аспектах, которые обозначены Поповым, и были небезынтересны мне, тем более, что я в некоторой степени знаком с научным работами героя книги.
Лихачев, борясь с советскими мифами, тем не менее, сам сотворил другие. Один из них – сусальный миф о Древней Руси, который очень часто принимался за истину и, кстати сказать, создал благодатную почву для нынешних псевдоисторических гипербол. Например, лихачевская гипотеза в книге «Великое наследие» относительно того, что русский народ в XVII веке критиковал не церковь, а «антицерковь», представляется мне бесконечно наивной и ненаучной. И сейчас мы видим, как осуществляется забег в прошлое, правда, в отличие от Лихачева, с несравнимо меньшим профессионализмом…
Вторым мифом оказалась собственная жизнь, вернее, старательно создаваемое представление о себе (Попов деликатно об этом пишет). Или, если хотите, жизнетворчество. В сознании советской интеллигенции академик занял нишу мудрого старца, к которому обращаются за утешительным словом и советами. Он и советовал, причём достаточно громогласно, в том числе и в советское время, и в т.н. демократическое, не боясь навлечь на себя гнев власти. Кстати, до него за советами обращались к Ю.М. Лотману, известному филологу, а в начале ХХ века – к Льву Толстому. Такова закономерность эпох, когда вера находится в упадке, и крайне тяжело искать выход самостоятельно. Советы Лихачева из разряда «Что такое хорошо, а что такое плохо» – наиболее сомнительная часть его наследия. Моё впечатление таково, что в данном случае он брал на себя не свои функции.
Конечно, никто не будет оспаривать огромную роль Лихачева в популяризации древнерусской литературы, публикации её памятников. К заслугам академика следует отнести появление в школьной программе «Слова о полку Игореве» (защита «Слова» в книге Попова – совершенно отдельный полудетективный сюжет).
Таким образом, Лихачев предстаёт перед читателями живым, несвятым, что для честной биографии необходимо, ведь герой книги призывал людей быть честными и критичными к себе.

Комментарии


Не совсем поняла, почему Вы пишите, что за советами до Лихачева обращались к Лотману. Лотман на полтора десятка лет младше Лихачева. Вы хотите сказать, что Лихачев занял нишу Лотмана после смерти последнего? А до этого что? Он был незаметен окружающим? И насчет мифотворчества о своей жизни тоже не поняла. Каким образом сам Лихачев создавал о себе мифы? Тот же Лотман в "Беседах об искусстве" называет Лихачева как пример подлинного интеллигента. Лотман "купился" на миф, созданный Лихачевым? И еще одно: "Письма о добром и прекрасном", как я поняла, Вы относите к "самому сомнительному из его наследия". Почему же?


Прочтите книгу для начала. У Попова все описано подробно. А подлинный интеллигент - это миф! Также говорить прописные истины вне школы и вуза считаю напрасным делом, для этого не надо быть академиком. Читайте Лермонтова: "...Но не думайте... что автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем пороков. Боже его избави от такого невежества!"


Да я читаю книгу, спасибо. Может, действительно раньше времени задала вопрос. Уж извините. Но про Лотмана так и не ответили. Он ведь не был предшественником Лихачева. Они современники. А наставления Лихачев писал для юношества. Не для зрелых людей. Именно юношеству необходимы наставники. И не каждая школа и ВУЗ имеет в своем штате людей такого масштаба, как Лихачев. Поэтому я очень удивилась тому, что Вам не по душе "Письма о добром". Ведь Лихачев писал, в принципе, о правильных вещах. Я даже не пойму, что там может не нравится. Человек прожил долгую, тяжелую и плодотворную жизнь. Кому, как не ему, писать наставления юношеству? По-моему, прекрасно, что он оставил после себя не только научные труды.


Лотман тоже наставлял, с момента появления семиотической школы и раньше. Все же он преподавал в Тартусском университете в отличие от Лихачева, который работал в Пушкинском доме, т.е. в НИИ."Беседы о русской культуре" - милый хороший телецикл в том числе (помимо книжной версии), но это же для совсем бескультурных! Просто, на мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом! Проповеди - это церковные дела. А так вне сакрального обрамления, вне кафедры в широком смысле, всё скатывается к детскому стихотворению Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо". Видимо, возможна проповедь как элемент художественного творчества, в контексте литературы. А без этой оболочки человек начинает говорить пошлости, а юношество зевает! Точно также перестали слушать Солженицына, потому что вместо литературы он возжелал лавров Льва Толстого. Сегодня также в моральном смысле забалтывается Дмитрий Быков. Так что, я за строгость жанра и скромность замаха.


Возможно, Вы правы. От проповедей люди устают. Но мне кажется, Лихачев не перешел грань. Впрочем, я мало у него читала пока. "Письма" лет в двадцать прочла. Мне совсем не было скучно. Пошлости не помню. Юношество тоже разное. Мне они пришлись по душе, я их часто перечитываю. И если "Беседы" Лотмана для совсем некультурных, то, значит, я к таким отношусь. Смотрела их уже после тридцати. Вместе с мамой. Обе получили большое удовольствие. Но происхождение у нас пролетарское. Этим можно объяснить наш восторг))) В любом случае, спасибо за беседу.