Больше рецензий

31 января 2017 г. 19:24

5K

5 Натурал и патриот

Глядя на легкомысленные с виду романчики Моэма совершенно не хочется их читать. Приходится прикладывать ощутимые усилия, чтобы заставить себя хотя бы начать и продраться через первые страницы. Но дальше затягивает так, что и за уши не оттащишь. Нужно признать, что тема собственной идентификации у Моэма единственная и неповторимая (да и что может быть важнее в этой жизни), хотя и всячески завуалированная. Мы движемся к самому себе (если даже не к себе, то нам объясняют механизм, разжевывают принцип. Так, например, в моем случае ценен Лев Толстой - мне с ним явно не по дороге, но он объяснил принцип езды и каким транспортом пользоваться) в "Острие бритвы", "Луна и грош", "Бремя страстей" и даже, как обнаружилось, в "Театре". Если влезть в кожу престарелой актрисы, чего делать, само собой, совершенно не хочется.

При всем при этом Моэм пишет предельно просто и максимально доступно. Английская благопристойность в нем выразилась наиболее органично и своеобразно, ибо человек далек от чтений морали вслух, поэтому этот автор оставил далеко позади всех своих смысловых аналогов Франции или США. Их, конечно, совсем немного. Тех, кого вообще можно с Моэмом сравнивать. Хорошо это или не очень - определить довольно сложно, но мне видится, что элитарность или иносказательность некоторых других авторов, поющих песнь свободы без криков с бронированного поезда, делают их в какой-то степени, пусть и в разной форме, писателями для избранных. А Моэм - вот он, доступен всем, открыт для всех, его можно потрогать, доносит свою правду ненавязчиво, легко и при этом развлекаясь. Не изучал еще предметно биографии автора, так как прочитал у него еще довольно мало, но уже видна некая сомнительность кажущихся очевидными фактов, будь то его гомосексуализм или шпионаж не в пользу России. Пара-тройка главных его произведений и подобные темы кажутся ересью. Да, очень красиво выглядит и представляется правдивым. Не пытаюсь уличить автора в заведомой лжи, всего лишь хочу отметить, что внешне реалистичный (может быть даже слишком) Моэм живет в своем, особенном мире, который выглядит примерно также, как и многие его герои, - розой с шипами в красотах оранжереи при сомнительном садовнике и мещанах-покупателях. И дело даже не в том, что тяготы земные по Моэму, если и существуют, то волнуют исключительно мало, - он сам настолько целостен и здоров, что никакая грязь не пристанет к его светлому лику.

"Острие бритвы" малозаметным фоном сообщает, что произведение оно патриотическое. У многих авторов есть нечто подобное, причем, истинный патриот, как оказалось, лучше находит собственное выражение методом от противного. Действительно, хвалебные речи во славу царя и отечества всем быстро приедаются, да и выглядят предвзято и пафосно - более действенным способом является ненависть к соседу. Помните, как гениальная Эмили Бронте, парадоксальным для начала 19 века способом умудрилась показать ужасающую силу любви с помощью ненависти. Недостаточно покормить собственную кошку - нужно еще и пнуть чужую. У Диккенса есть "Повесть о двух городах", где он клеймит французов. Через десять лет в ответ Гюго оплевал англичан в своем "Человек, который смеется". Но насмешливое отношение Моэма к американцам проявляется тонко и постепенно. Школа "Кентервильского привидения". Говоря современным языком, Моэм не использует толстого тролля, а действует стратегически.

Лицемерие отношений, ханжество светского общества, религиозные глупости - все это довольно у Моэма предсказуемо, из раза в раз более занимательно. Можно только порадоваться за предполагаемые юмористические темы типа - если представить, насколько уперлись рогами в его произведения читатели с платным чувством свободы или маминой плеткой взлелеянными устоями и правилами. "Может ли что-то быть практичнее, чем научиться жить наилучшим для себя образом?" - ключевая фраза данного произведения. По странному стечению обстоятельств именно ею (вернее, похожею, ибо лучше Моэма выразиться трудно) я закончил предыдущий отзыв совершенно на другую книгу совершенно иного автора.

Комментарии


Забавно! Книгу, которая послужила, мягко говоря, прообразом данного "произведения" вы охарактеризовали:

"полное гомно"

(рецензия). И поставили единицу. ))))


Единственное, в чем можно упрекнуть Моэма, по отношению к Фицджеральду, то, что он тоже упоминал наличие денег в обществе


Упоминаний гораздо больше. Романы перекликаются. Например, герой вернувшийся с первой мировой, подлость Изабеллы, встреча в Чикаго, герои американцы, хотя этот факт не влияет на повествование. Впрочем, не исключаю, что это мое личное восприятие, и не больше.
Любопытное совпадение:

картинка tanya_nsk картинка tanya_nsk

В качестве иллюстрации: Портрет Феликса Фенеона. Поль Синьяк.


Примерно так Багиров сравнивает себя с Ремарком


Согласна. И хотя"Острие бритвы" получилось не таким острым, главное верить в себя.


Главное бывает разным. Также, как и острие бритвы, ибо оно может быть чужим и смотреть на него под углом - будет иной эффект. У Моэма есть "Театр", тоже искусственно популяризированный труд. Вот он похож на Фицджеральда


"Театр" интересное (во многих смыслах) произведение. И гораздо лучше "Острия бритвы", хотя бы с точки зрения композиции. Наверное, именно поэтому оно и стало самым популярным у мистера Моэма. Но от произведений Ф. С. Фицджеральда, тем более от "Великого Гэтсби", "Театр" стоит очень далеко!
"Великий Гэтсби" - многоплановое и очень глубокое произведение. И любовная история - то, что лежит на поверхности - в нем не самое важное.


Да, там гораздо важнее деньги. То, о чем всю жизнь думал и писал Фицджеральд. Но еще гораздо глубже гэтсби "Пятьдесят оттенков серого". Именно поэтому оно такое популярное


Не все можно измерить деньгами и популярностью. Но после упоминания шЫдЕвра об оттенках дискуссия перестала быть интересной.


Никакой дискуссии не вижу. Деньги- это то глубинное и подноготное, что всегда двигало фицем. Это то, что лежит в основе его понтов, которыми он в виде писанины о жизни высшего общества пытался завлечь читателей. Сравнивать Моэма и фица смешно. Моэма можно упрекнуть только в некотором упрошении своих произведений. Это единственное, что роднит его с фицем. Коммерческая составляющая, если вы понимаете о чем речь. Вернее, если поймете когда-нибудь


но уже видна некая сомнительность кажущихся очевидными фактов, будь то его гомосексуализм

Он о себе говорил, что на три четверти гомосексуален (queer), на четверть натурал:

I tried to persuade myself that I was three-quarters normal and that only a quarter of me was queer—whereas really it was the other way around.
— W. Somerset Maugham, (Maugham, Robin 1970), quoted in Hastings 2010, p. 39


А я помесь сатаны с ангелом с годовым доходом в 666 миллионов долларов


Как мило)))


Трогательное отношение людей к вики радует своей доверчивостью глаз примерно так, как традиционное слово из трех букв, намалеванное балончиком подростком в лифте.


точно подмечено. здоровый скептицизм дремлет глубоко внутри многих из нас


Как раз то, чему учил великий Моэм


а вот патриотизм в романе действительно на всю голову... обязательно надо шариться и бомжевать 10 лет в Индии чтоб понять, что ты создан быть таксистом в Чикаго


очень странный и тернистый путь для перехода в другой общественный строй и очень странный извилистый поиск Бога ????