Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

31 января 2017 г. 14:18

519

5

Название рассказа вряд ли имеет что-то общее с картиной Рембрандта, кроме самого названия. Имя "Валтасар" (Бальтазар), кроме всего прочего, относится к демонологии, так зовут некоего демона-прислужника дьявола. Коннатация ярко негативная. Кто же в этом произведении дьявол? ..... Иосиф Сталин. Его портрет, сделанный Искандером, подлежит сомнению, но даёт чётко понять что значит власть в руках деспота. Застолье в кавказском санатории превращается в театральное представление, в котором кукловод-Джугашвили дёргает за ниточки своих марионеток. Подручные-сотоварищи и мелкий партийный аппарат, сидя на пороховой бочке, боясь ляпнуть что-то не то, соревнуются в угождении вождю и восхвалении его. А тот с издвательством ставит подчинённых в трудные положения, наблюдая кто и как будет выкручиваться.
Например, генсек просит жен Берии и Лакобы станцевать. Они мнутся, но хочешь-не хочешь, а сплясать вынуждены, и их неумелый танец с выдавленной улыбкой на лице заставляет проникнуться жалостью к угнетённым. Потом Он заставляет Лакобу, по примеру Вильгельм Телля, стрелять по яйцам, стоящим на голове у повара. И т.д. Мне вспомнилась пьеса Альбера Камю "Калигула", где тирану тоже никто не смел перечить. Там Калигула на полчаса за ручку уводил жену смиренного приспешника в соседнюю комнату, здесь подобное вряд ли было бы возможно, но не исключено, что и такое, о чём не напишут в книгах, тоже бывало.

Этот короткий рассказ - лишь одна из множества глав романа Искандера "Сандро из Чегема", и мы смотрим на сталинский "пир" глазами дяди Сандро, который, будучи танцором, впечатляет вождя рискованным и дерзким номером. Психологической игры между кроликами и Удавом во время застолья уже достаточно, чтобы считать "Пиры Валтасара" отменным произведением, а тут ещё выясняется, что дядя Сандро и Иосиф Виссарионович (кто к сему моменту рецензии решился добавить в "хотелки" - закройте глаза) встречались много лет назад, когда Сандро ещё был мальчишкой, а Он погонщиком лошадей. У Сандро, ставшего случайным свидетелем, была возможность доложить, рассказать, "сдать", чтобы преступника вовремя остановили, но мальчик этого не сделал. Пресловутый "эффект бабочки" - будь Сталин тогда пойман, не стать бы ему тем, кем он стал. Дядя Сандро, слегка сомневаясь, верит, что правильно не поступил (можно не только правильно поступить, но и правильно не поступить). А мы мысленно ставим себя на его место, задаваясь вопросом: "Остановили бы мы тирана?", и если ответ положительный, то - "Не стало бы от этого ещё хуже?" На эту тему хочу посмотреть фильм по Брэдбери "И грянул гром".

Немного другой Искандер: не юморной, как в "Созвездии Козлотура", не такой лирический, как в "Стоянке человека", не такой ностальгический, как в "Чике" и "Школьном Вальсе". Политически-психологический. Не знаю, существуют ли иные образцы в русской литературе, столь сильно уничижающие Сталина. Если и есть, то "Пиры Валтасара" вряд ли им уступят.

Доп.материалы:

maxresdefault.jpg
49:01

Александр Жолковский: «Поединок власти и человека в "Пирах Валтасара" Фазиля Искандера»

sddefault.jpg
01:23:17

"Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" (фильм-притча, 1989), режиссер Юрий Кара