Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

31 января 2017 г. 02:28

10K

5 История образа Сатаны – от обычного ангела до вселенского злодея

Что вы знаете о Сатане? Дьявол, Змий, Правитель Ада, само Зло? Забудьте обо всем этом, забудьте! Где вы все это нашли? Точно не в Библии, правда ведь? А где же тогда? Давайте разбираться.

Примерно так начинает Генри Келли, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, отмеченный несколькими значимыми наградами. Он изучал средневековую литературу, библеистику и теологию, и все это позволило ему преподнести нам неожиданную картину. Грубо говоря (как профессор, между прочим, и сам любит), Сатана – нормальный парень, жертва обстоятельств, которые сделали из него вселенского злодея. «За что?» – с некоторой даже обидой вопрошает автор и находит ответ в нехорошем человечестве, слишком слабовольном и себялюбивом, чтобы спокойно принимать посланника Бога, чинящего им всякие неприятности. «С позволения Бога же!» – напомнит автор. «Ну и что! – ответит человечество. – Все равно гад».

Короче говоря, Дьявол склонил Адама к греху, и это сделало всех нас склонными к греху, так что теперь мы можем дальше грешить сами, без помощи Дьявола. Впрочем, помочь он всегда готов.

В этой истории, конечно, много непонятностей и пятен различной степени серости, но самое забавное в том, что большей частью Генри Келли прав. Практически все, чем люди на протяжении столетий костерят Сатану – продукт замысловатых интерпретаций и неизвестно откуда взявшихся мнений. Профессор рассматривает тексты Ветхого и Нового Завета, причем – честь ему и хвала – в оригинале и различных переводах, и, действительно, не находит в них подтверждения практически ничему. Связь Змея и Дьявола? В каком месте? Падение? Что-то здесь об этом не сказано, а должно бы. Правитель Ада? Почему вдруг?

Тут, к слову, Келли и его переводчики и редакторы невольно показали русскому читателю – к моему торжеству – печальное качество Синодального перевода. Келли приводил оригиналы и какие угодно переводы, а редактор добросовестно указывал, как эти же места читаются у нас. Лишнее подтверждение тому, что библеистить с Синодальным переводом, как минимум, нежелательно, а как максимум – бессмысленно.

Но вернемся к Келли. Закапываясь в древние тексты, он выводит нам такой портрет Сатаны: Ангел, самый что ни на есть посланец Бога, сын его, можно (и нужно!) сказать, призванный искушать людей. Работа такая, что поделать.

Служебные задачи Официальных Сатан. Обходить землю, следить за поведением людей, различными способами проверять видимую добродетель. Быть готовым, по согласованию с высшим руководством, к проведению превентивных и карательных мер против греховных действий. Исполнять также обязанности обвинителя в суде и оглашать приговор обвиняемому.

Ослушивался ли он когда-нибудь Бога? Может быть, но не он первый, не он последний – загляните в книгу Иова. Предводитель восставших? Да бросьте. Более того, очень может быть, что Сатану банально разводили и несправедливо забивали, и продолжают делать это до сих пор.

Сатана получил человечество «во владение», а Иисус должен был выкупить род человеческий обратно.
Встает вопрос: почему Сатана продал свою собственность? Отвечаю: скорее всего, он был обманут.

Правда, при этом стоит помнить о том, что если и принимать это во внимание и кланяться Сатане (извини, мол), то делать это стоит не как Князю Тьмы со всеми там жуткими атрибутами, а одному из обыкновенных Ангелов Божиих, вполне себе светлых.

В общем, после разбора библейских текстов со всеми их сложностями, перед нами, по существу, мозаика из множества осколков. Келли, опираясь на них, соединяя и разъединяя, дополняя Кумранскими рукописями, апокрифами и псевдоэпиграфами, рассказывает, как образ Сатаны менялся со временем, как, вероятно, под одним словом понимали совсем другое, и как в результате мы получили того Сатану, которого представляем сейчас.

Книга, на самом деле, очень стоящая и содержит массу ценной информации для интересующихся библеистикой и, в особенности, ангелологией. Написана она свободным языком, с юмором и кое-где – ядом, что делает чтение не только полезным, но и крайне увлекательным, подчас вызывающим улыбку. Не во всем с автором можно согласиться, но он предоставляет нам широкое поле для исследований самого разного рода, и это очень, очень ценно.

Комментарии


Что то я вообще не уловил в этой статье образ Сатаны. Всё вокруг да около. Очень много красивых слов и фраз и все без основания на определение статьи. Тема интересная но нераскрытая - вообще. Сразу видно что никто не знает суть самого Сатаны и его как личность. Нет самой конкретики. А домыслы автора не могут быть основанием его действительности. Есть образы и отрывки Сатаны только в Библии. Там тоже есть место где написано что Сатана был обличён в торгах и обмане. Восстал против Бога. И т. д. Всё нужно умело и осознанно это разобрать. Даже не забывая и то что сам Бог упивался слушая пение Сатаны. То что Сатана был Архангелом и Ангелом сияющим из всех ангелов. Кто сможет найти хоть один документ или же факт о том что Сатана у кого то что то украл, кого то убил. Такого никто и негде не найдёт, этого нет и быть не может. Так в чём парадокс нрава этого Ангела - (падшего)? Что ищут люди от его имени в чём суть поклонения ему как к князю тьмы. И откуда автор намекнул о принадлежности в том что Сатана творит дела зла как бы с выходом на работу. В чём зло его? Где эти факты - зла! Может суть в том что человеческое зло всё таки превыше зла самого Дьявола. Нам проще всё это навязать на кого либо. Обвинить и сотворить из него желаемое зло. Ведь это же наше человеческая природа " хоть кто, но не мы!"


У меня сложилось мнение, что весь современный образ Сатаны был умышленно сконструирован католической церковью для выхода из "тёмных веков". Образ Сатаны-Прометея, со всеми его идеалами, создали как соблазн для наиболее продвинутых людей к сомнению в догмах, предназначенных для большинства, и к дальнейшему развитию ("богоборчеству"). Такие люди были необходимы для развития, но без контроля были опасны для системы: большинство должно было оставаться "божьими овечками". Преследования вынуждали сатанистов-фаустов действовать тайно, что и снимало опасность "порчи богоносного народа". Думаю, что отсталость православных народов от католических связана с тем, что в православии этот образ не возник, и Сатана остался в виде чёрта, творящего мелкие пакости.


Наверное, желающим поклоняться Люциферу не обязательно думать о библейском Сатане. Можно вспомнить шумерскую Иннан (Иштар, Анунит-Люцифер), которая однажды украла у Энке исходник мироздания, дававший власть над миром.


Объём информации сегодня такой разнообразный и многообразный, что пользуясь существующими источниками можно создать "дюжину" принципиально отличных "достоверных" образов сатаны. Как же со всем этим быть? Да всё очень просто. Всегда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией нужно возвращаться к "базовым истинам". А она, в данном случае, проста и однозначна, диавол - противник Бога и бунтовщик, а всё остальное - "от лукавого".


В первой книге Библии рассказывается о противнике Бога,который восстал против него в Эдемском саду.Он называется "змеем",однако речь идет не о животном.В последней книге Библии он назван "Дьяволом и Сатаной,вводящим в заблуждение всю обитаемую землю".О нем также говорится как о "древнем змее"(Бытие 3:1;Откровение 12:9).Могущественный ангел -невидимое духовное создание - заговорил с Евой через змея.Этот ангел существовал уже тогда,когда Бог подготавливал землю для людей (Иов 38:4,7).Иисус устранил все всякие сомнения по поводу того,кто является "змеем",упомянутым в Бытие3:14,15,-он назвал Дьявола "убийцей" и "отцом лжи" (Иоан.8:44).Если все творения Иеговы (-имя Бога (Исход 15:3),переводится как "Я стану тем,кем пожелаю стать" (Исход 3:14) .или более точное определение - "Даю становиться".Имя Бога встречается в древнееврейском тексте Библии 6 828 раз в виде согласных ЙХВХ) совершенны,как же тогда появился Сатана Дьявол?Если сказать просто,один из могущественных духовных сыновей Бога сам стал Дьяволом.Как такое возможно?Бывает,что честный человек становится вором.Почему это происходит?В сердце человека появляется неправильное желание.Хитростью и обманом Сатана Дьявол подтолкнул Адама и Еву нарушить заповедь Бога(Бытие 2:17,3:6).Обманул Еву и оклеветал Бога(прочитайте Бытие 3:1-5).Так он стал Дьяволом,что значит "клеветник",и Сатаной,что значит "противник".Его истинное имя предано забвению,вот почему он так хочет,чтобы и истинное имя Бога не знали люди!Подтолкнув Адама и Еву к греху против Бога,Сатана поднял мятеж.Дьявол не оспаривал силу Иеговы,ведь даже он знает,что сила Бога безгранична.Сатана поставил под сомнение Божье право владычествовать.Обвинив Бога во лжи и заявив,что он скрывает от своих созданий какие-то блага,Сатана,по сути,представил Иегову как плохого правителя.Он намекнул,что без Бога жизнь у людей станет даже лучше.Они сами могут решать,что хорошо,а что плохо.Этим он оспорил верховную власть Иеговы,или его право владычествовать.Часть ангелов поддержали Сатану Дьявола.За происходящим наблюдали миллионы ангелов (Иов 38:7,Даниил 7:10).Совершенное чувство справедливости не позволило Иегове лишить мятежников жизни сразу после их согрешения.Требовалось время,чтобы дать исчерпывающий ответ на вызов,брошенный Сатаной,и доказать,что он лжец.Рассмотрим один пример.Представь,что учитель объясняет классу,как решить трудную задачу.И тут способный,но очень своенравный ученик заявляет,что учитель неправ и задачу нужно решать совсем по-другому.Он обвиняет учителя в незнании материала и утверждает,что может намного лучше справиться с задачей.Некоторые ученики соглашаются с ним и занимают его сторону.Что же делать учителю?Если выгнать бунтарей из класса,как это повлияет на остальных учеников?Смогут ли они разобраться,кто на самом деле прав?Ученики могут потерять уважение к к учителю,думая,что он боится быть уличенным в неправоте.А что,если учитель позволит своенравному ученику решить задачу по-своему?Нечто подобное сделал Иегова.Он позволил Сатане самому править людьми.Он также ДОПУСТИЛ (а не виноват в том ,что мы страдаем,потому что допускать и быть виновным -две большие разницы),чтобы люди создали свои формы правления и какое-то время оставались под влиянием Сатаны("Но человек властвует над человеком ему во вред"!!!Экклезиаст 8:9).Иисус точно знал,что правитель этого мира - Сатана.Однажды Сатана воспользовался своим могуществом и показал Иисусу "все царства мира и их славу".Он пообещал ему:"Все это я дам тебе,если упадешь на колени и поклонишься мне"(Матфея 4:8,9;Луки 4:5,6).Подумай,могло ли это стать искушением для Иисуса,если бы земные царства не принадлежали Сатане?Иисус не отрицал,что все правительства мира находятся во власти Дьявола.Если бы это было не так,Иисус обязательно сказал бы об этом.Иисус ясно показал,что "правитель этого мира" - Сатана(Иоанна 12:31;14:30;16:11).В Библии Сатана Дьявол даже называется "богом этой системы вещей"(2 Коринфянам 4:3,4).Вот что написал о Сатане апостол Иоанн :"Весь мир лежит во власти Злого"(1 Иоанна 5:19).В Библии говорится,что очень скоро Бог уничтожит этот злой мир в справедливой войне Армагедон.Тогда настанет новый,праведный мир (Откровение 16:14-16).Иегова назначит Иисуса Христа Главой своего небесного царства,или правительства.В Библии предсказано :"Его назовут...Князь мира.Широко распространится его княжеское правление,и миру не будет конца"(Исаия 9:6,7).Иисус учил молиться об этом правительстве :"Пусть придет твое царство.Пусть твоя воля будет и на земле,как на небе"(Матфея 6:10).


не в обиду будет сказано, но копирнуть с теологических сайтов каждый может, а вы попробуйте своими словами высказаться - здесь интереснее ваше мнение.