Больше рецензий

30 января 2017 г. 03:19

5K

4

Писать отзыв на Уилбера мне было одиноко, поэтому я привлекла к делу моего воображаемого друга Олега. Как будто у него был выбор. Вот он в уголке сидит, но сейчас я палочкой потыкаю, и он будет помогать всё подряд иллюстрировать. Ведь с любым научпопом постоянно такая ерунда — без иллюстраций или поллитры не всегда разберёшься, что к чему. Особенно если ты об этом в кратком отзыве читаешь, а не окунулся в первоисточник.

Уилбер — очень хитрый дяденька. В своей «Краткой истории всего» он не так уж много говорит об истории, всё больше о теории, а история лишь служит такими же примерами и иллюстрациями, как мне Олег. Это история жадины, который хочет объять весь мир сразу даром без регистрации и СМС и чтобы никто не ушёл обиженным. Как несколько раз повторяется в тексте самой книги — хочет примирить Будду и Фрейда, как будто они вообще когда-то ссорились и нужно им это примирение. Я в этом деле, конечно, отставной козы барабанщик, но что-то мне подсказывает, что мир больше похож на разбитую мозаичную картинку, которую можно собрать совершенно по-разному и ни один из вариантов не будет «равнее других», но Уилбер всё-таки делает акцент на другом. Олег, не трогай мозаику и вымой руки, сейчас и до тебя дело дойдёт, не скучай.

Позиция Уилбера в том, что можно по-разному настраивать собственный мозг (не как орган, а как сознание, восприятие или личность), чтобы он воспринимал разные типы знаний и мог обрабатывать информацию с разных точек зрения. Потому что одной Истины с большой буквы не существует, а если и существует, то её фиг проссышь вот так просто и словами, так что истины поменьше могут друг другу противоречить и всё же быть верными в параллельных пластах реальности (в книге есть глава про различие истины и правды, но там опять же не та истина имеется в виду, как в предыдущем предложении имелся в виду не тот мозг). Например, Олег верит в то, что у нас есть астральное тело, он много практиковался (молодчага! не сидел в углу без дела) и достиг в этом деле определённых результатов. А вот Аркадий глубокий материалист и убеждён, что все мы просто биологические машинки, каждое трепетание которых определено научными процессами. Олег прав. И Аркадий прав. Потому что они в разных слоях реальности находятся. Это как вопрос, кто сильнее: слон или кит. Если они будут драться на суше, то у кита мало шансов, а вот в воде слону не поздоровится. Так что если Олег и Аркадий будут драться на территории Олега, то он в шоколаде, а если на территории Аркадия, то это для Олега будет тоже коричнево, но совсем не шоколад. Вопрос в том, существует ли какая-то абсолютная самая-самая крутая реальность, в которой всё истина и нет никаких вариантов. Уилбер говорит, что да, есть такая мультисмысловая штучка, где нет ни Олега, ни Аркадия, а только вселенский дух, который и Олег, и Аркадий и даже Вениамин, но при этом в неё включены все остальные миры и материальные, и духовные, как кусочки пресловутой мозаики, и никто друг другу не мешает, дихотомии подружились, примирились и гуляют под ручку под одним единым знаменателем. И эта «штучка», всеолеговость и всеаркадьевесть и всевсешность равнялась бы счастью, если бы мы могли её достигнуть, но вот не можем пока и всё тут. Но шансы есть — не у нас, так у каких-то далеких потомков, потому что мы постоянно эволюционируем. Даже сейчас, протирая штаны перед монитором, только это уже не физический процесс, так что щупальца не должны вырасти.

Дальше...

Про эволюцию будет отдельный абзац, чтобы предыдущий своей тяжеловесностью случайно не придавил моего хрупкого Олега. Если кто-то читает сейчас этот текст, не открывши прежде Уилбера (например, Олег, которому точно было не до этого), то я буду сыпать страшными сурово звучащими терминами и выспренными мистическими словами, которые иногда бывают сильно дискредитированы, так что можно подумать, будто вся книга с этими словами сложная и заумная. Но чёрта с два. Как только в «Краткой истории всего» появляется какое-то «умное» слово, так оно тут же очень просто объясняется, так что холоны и эмердженты (не путать с холопами и дивергентами) не вызывают никакого дискомфорта, зато будет потом чем блеснуть на вечеринке при игре в «крокодила». Впрочем, вернёмся обратно к эволюции, пока не деградировали. Уилбер пытается доказать, что эволюция происходит не постепенно, а квантовыми скачками. То есть, если бы Олег захотел эволюционировать из моего воображаемого друга в моего воображаемого летающего друга, то не смог бы это сделать постепенно. Все те поколения, у которых были бы недокрылья, погибли бы из-за их бесполезности. Если бы Олег затянул с отращиванием крыльев, то какой-нибудь Аркадий обязательно бы подкрался со спины и пырнул его ножом, пока Олег барахатается беспомощный в бесполезных недовыросших летательных перепонках, которые мешают быстро убегать от Аркадия, как он делал раньше. Финита ля комедия, некому дальше эволюционировать и довести дело до конца. Надо было как мужик: сказал «Крылья» и сразу сделал крылья (Олег, а ну положи на место подушку и воск, знаем мы таких). Чистая материя слишком хаотична для эволюций, поэтому Уилбер предполагает, что движущей силой в данном случае будет дух (тот самый единый, содержащийся во всём и во вся, а не новобранец в армии), давший мощный пендель для необходимого перехода на новый уровень.

Самый часто повторяющийся термин в книге — это «холон». Что это такое? Да вообще всё. Любой шматочек мироздания. Атом — холон, жопа — холон, Олег — холон. Это единица чего-то, которая может быть объединена со своими аналогами в какую-то другую единицу уровнем повыше, причём единица не только физическая. Например, холоны-атомы перерастают в холоны-молекулы, а из холонов-молекул можно собрать, например, холон-человеческий орган, а из холонов-органов можно собрать холона-человека (Олег, не спи, я про тебя), а из холонов-Олегов может эволюционировать какой-нибудь холон-всеолег, что-то высшее и с менее пахнущими ногами. Интегральная теория и трансперсональная психология основаны на том, что все учения (пресловутые Будда и Фрейд, например) это тоже холоны, которые можно объединить в одно максимально обобщённое и уплотнённое знание. И вроде как есть среди людей некоторые счастливцы, которые могут это сделать, не кривя душой, но это исключение из правил, пока же человечество застряло в плане теорий на материалистическом холоне, который господствует и ограничивает человечество в плане познания. Тут Уилбер обзывает всех флатландцами (не плачь, Олег), которые заперты в своём маломерном восприятии, намекая, что уж вот он-то существо высшего порядка. Это как раз самый спорный момент всей теории, но о минусах я лучше в конце напишу, чтобы по всему тексту не рассыпать мелкой дробью.

Что интересно, говоря о холонах-теориях, Уилбер признает возможность каждой из них быть истиной, но разумно подчеркивает, что не все они одинаково умны и правильны. Фашистская теория, например, так себе затея и идея. А вообще главу про интерпретацию я бы порекомендовала почитать каждому ЛЛшнику, спорящему с пеной на губах, что его понимание чего-то самое-самое. Отношение Уилбера к любым теориям призвано уничтожить однобокость и раскрыть объятья к чужим мнениям и интерпретациям, так как все мы можем быть правыми и ошибаться одновременно. Олег прав, что считает Хемингуэя говноедом, потому что тот слабый писатель. Аркадий прав, что любит гения Хемингуэя, потому что тот сильный писатель. Разница в интерпретациях важна из-за различия модерна и постмодерна. Поясняю. Модерн — это картографирование реальности. Например, Олег-модернист написал бы, что камень твердый, а значит, это так оно и есть. Закартографировал, описал, занес в картотеку, проставил номерок. Но с камнем это просто. А вот если Олег закартографировал, что Хемингуэй говноед, то как тут быть? На помощь приходят няшка-постмодерн, который говорит, что личность «картографа» и его восприятие ситуации так же важно, как и сам предмет, с которого делают карту. Для Олега Хемингуэй говноед, и в его вселенной это картографическая истина. Для картографа Аркадия Хемингуэй останется гением, что тоже будет истинно. Постмодернизм исследует не только карты обоих этих персонажей, но и то, почему они пришли к такому выводу. Так что постмодерн в плане холонов — следующая высшая ступень после модерна. Не надо с презрением относиться к чужому мнению, хотя есть вероятность, что оно действительно неверно (см. выше про фашистов). Тут явный намёк Уилбера на флатландцев-материалистов, которые обоссывают любые эзотерические учения. К примеру о разных углах восприятия хорошо подходит методика рассматривания холона по квадрантам, но если вам интересно, то вы её и сами потом почитаете, Уилбер всяко лучше нас с Олегом объяснит, да и не готова я на Олега со стольких сторон смотреть прямо сейчас.

Почему же книга всё-таки названа «Краткая история всего», если в ней всё больше теория? Думаю, что потому что именно история и стала примером для теоретических выкладок. Очень тонким слоем историческая составляющая размазана по содержанию: эволюция общества, разница в роли мужчин и женщин, борьба эко и эго, борьба экофеминизма и экомаскулизма. Я это всё не буду пересказывать, потому что это конкретное внешнее воплощение всего теоретического, о чём я уже сказала. Помогает понять, что вообще хочет сказать автор, но суть не в истории. Как бы ни были полезны советы Уилбера по уменьшению собственного эго, всё же главный посыл (с моей точки зрения) — это Олег мотивация узнать границы собственного я или даже возможность того, что этих границ нет вовсе. Всё стремится к высшему холону и тому единственному духу, который составляет единую ткань вселенной. Именно поэтому Уилбер негодует, что люди часто говорят: «Назад к природе», хотя стоило бы говорить «Вперёд к природе», так как в природе нас восхищает именно красота и резонанс этого мощного всеолега, а вовсе не какая-то банальная симметрия листочков или удачная форма теней. То есть, потенциал для эволюции сознания по Уилберу в нас всех есть и даже подрагивает, но воспользоваться им мало кому приходит в голову.

В конце, как обещала, о минусах. Многословие автора не буду в них записывать, это не неприятно и стилистически оправдано. Форму вопросов-ответов тоже, хотя она многих почему-то раздражает. Думаю, это просто для удобства, так переходить от одной мысли к другой скачками гораздо проще, иначе текст был бы ещё более длинный. Интересно, кстати, сколько раз этот очевидный вариант построения текста будет спародирован в отзывах, ну вдруг ноль, тогда моя вера в человечество будет спасена. Мне с Олегом серьёзно не понравился момент, что автор хитрожоп и изворотлив, как худший представитель РПЦ. Чуть что — он сразу в домике. Сначала сам говорит, что все теории несовершенны и однобоки, потом говорит, что вот его-то теория зае...ись и отличная. А кто этому не верит, так вы просто эволюционно разумом ещё не доросли её понять, шах и мат, флатландцы. Окей, почти все человеки флатландцы и не могут этого осознать, но ведь ты пишешь для флатландцев. Те, кто не флатландцы, давно уже всё знают и без этой книги в этой сфере. Так что ежели хочется перехода не к материальному, а к визионерско-логическому обществу, то надо бы самому сбавить спесь всезнающего. Я бы не думала, что он спесив, а считала, что он просто мало доказательств своей теории приводит, если бы не приложения. В некоторых из них он как будто перед налогоплательщиками отчитывается за растрату государственных средств и опять он в домике: дескать гуру должен получать бабло за свою деятельность, а ещё у меня есть чувства, между прочим, я не просто сухой голос теории, ещё умею любить и вышивать крестиком. Это замечательно, но зачем, Уил? Лишнее и только добавляет сомнений. Я бы тут ещё посомневалась, ведь из сомнений рождается иной раз истина, но мой Олег уже устал и спать хочет. Закругляюсь.

Спасибо Олегу.

Заметки о читаемом в телеграме

Комментарии


Ну, приложения не Уилбер добавлял. Их добавили вот в конкретное издание. Это отдельные эссе, появившиеся по мере необходимости.
Улбер не живет богато, и бабло его не интересует в таком понимании, как ты думаешь. Хотя, наверное он любит свежую полезную еду и все-такое. Его статья про деньги, она все же немого про другую ситуацию. Когда от человека требуют, чтоб он денег вообще не брал ни за что. Ну типа, ты хочешь доброе дело делать - ну тогда самым добрым будет - не брать денег и всем помогать даром, теоретически, практически, как угодно. Я даже не конкретно о Уилбере, а вообще. Например, если ты психолог и искренне хочешь помогать, зачем ты берешь деньги???!! или, если ты работаешь в фонде и выбиваешь деньги у меценатов на благотворительные проекты, зачем ты берешь с этих денег себе зарплату. И так далее. Надеюсь, не надо объяснять, почему это позиция дурацкая и хитрожопая со сторон таких просителей. Вот и за 50 лет работы (почти) в Америке у Уилбера наверняка не раз были столкновения с такими позициями и просьбами. В итоге назрела необходимость такой статьи. А в русскую версию именно этой книги впихнули её просто, чтоб больше переведенного Уилбера было в бумаге.

Теперь касательно домика. Я не знаю, почему вы многие это так видите. Возможно и из-за способа знакомства тоже. Усталость от большого объема и включение защиты, предыдущий опыт столкновения с авторами похожих форм текста и так далее. Я буду еще думать над этим.)
Но касательно мысли. Нет Уилбер не считает себя круче всех других. Но нельзя кривить душой, прям на низах он, разумеется, тоже наверно себя уже не видит. Даже в момент написания книги, а она старая очень.
Я тебе могу сказать, что в других книгах, его или может быть по Спиральной Динамике (авторов и разработчиков не помню) - есть циферь, сколько населения находится на каких уровнях, в процентах. Все это можно найти и посмотреть.
В целом, понятно, такие книги, призваны достучаться в человеке докуда смогут. Поймет человек пару забавных мыслей про феминисток - и хорошо. Он уже понесет эти мысли дальше в том или ином виде. Поймет и проникнется половиной - чудесно, то, что надо. Окажется читатель интегральщиком до духу своему - и найдет расписанные и обоснованные человеческим опытом доказательства своим доселе интуитивным позициям, тоже замечательно. И вот тут не ранить впечатлительных людей, что вы возможно себя ограничиваете - это как раз не полезно и добренько в отношении их бедных, а здоровая позиция. Потому как рассказывается порядок вещей. Таким каким он родился в интегральной теории.
И раз понятно, что истории про равенство и одинаковость глупы (ну, я надеюсь, что в современном мире никто не верит что мы равны - имея ввиду не права личности, что она из себя представляет), то очевидно, что все на том месте, до которого пока добрались. Но смотреть на эти места можно по-разному. Можно извне, например. Ну то есть если я говорю, что при получении образования высшая степень - доктор наук, это не значит, что я, говорящий, и сам тоже доктор наук. Так что если Уилбер говорит, что есть и высшая стадия, это не значит, что он говорит именно с неё :)) Но если я говорю, что человек-доктор-наук превосходит...мммм... по ширине и глубине (пусть будет так) шпанскую малолетку завода - почему это плохо?)) почему Уилбер должен кого-то жалеть?) Даже при том, что он никому конкретного места не указывал.) Это люди сами решают, что они в низинах (и почему-то пихают Уилбера аж на самые вершины). А им-то в тексте только и говорится, что на каждой ступени вот такие плюсы и такие минусы, и всё. Рззве нет? Ну и говорится, что в такое время или в такой стране распространено вот это или вот это. Сейчас, например, вот это. Получаются люди сами расшибаются о факты, и сами находят себе место. Самоуничижают себя сами. Ну, или иногда и здоровая самокритика наблюдается (у Уилбера, кстати, наблюдается).
Но такое занятие во многом полезное и крутое же, ну. Если человеку приоткрыть более широкие возможности - только тогда он и пойдет "эволюционировать" к ним. А если человек и не знает, что он ограничен..
Так что я не сказала бы, что личностно Уилбер плохой человек. По мне, так наоборот, очень хороший. И у него чувство юмора, кстати, весьма неплохое (в этой книге этого мало, но на видяшках, в блоге..).
А так насчет денег - поверь, живет он без излишеств. И касательно работы его и правда прет именно работа.
А так долгих лет жизни ему, он вон давно работает, но у него давно и жуткая жуткая болячка. и я очень переживаю. Ну как можно переживать, зная, что старики все равно умрут. Но когда думаешь, что вот бы они еще много натворили, ну пожалуйста, ну пожалуйста.

А тебе спасибо за отзыв :)


В целом, понятно, такие книги, призваны достучаться в человеке докуда смогут.

Этим мне и интересны отзывы на подобные книги - кто что нашёл, да.


я сначала вообще люто хотела вас всех убить там, когда увидела доп.бонус.)) ну типа к этому надо прийти самому, все дела, ну и понимала, что будут вопли вовсю ширь земли.. И вроде и понимаю, что черный пиар от людей, которым не зашло, тоже пиар.. но у меня, видимо, страх за то, что все такие очень ведомые. Что вот, если бы сами нашли, то читали и оценивали честно, а вот если узнают и услышат из негативных разговоров и рецензий, то будут уже во власти чужого мнения. *Не верю в большинство людей, видимо*
но потом я подумала, что люди, которые отойдут от этого потому что светка сказала фу - они и не нужны. и поэтому не страшно. а примириться надо только с личным негодованием, когда обижают котенек.)
А так да, вообще, не только подобные книги, а и художки очень много многослойной, где как отдельный квест - следить, что цепануло, как интерпретировали, и как далеко и глубоко вообще цепануло. Эт я понимаю. я тут на лл подписана на рецы по многим авторам.. наблюдаю!!!))


К философии хоть кого очень сложно подступиться без базы, это понятно. Есть простые вещи, если можно так сказать, типа "Так говорил Заратустра", есть зубодробильные, типа Гегелевских трудов. А по этому перцу можно понять хотя бы часть, краешек. Может зацепить так, что будешь копать вглубь. А можно просто положить болт.


Да, про копание - это верно. Обидно правда, когда люди обращают основную ось снимания не на то, что существенно. Потому как я согласна, что подача у Уилбера в меру хромает, потому как можно лучше (хотя, не вкусовщина ли это), но это ведь такое, что невозможно все делать идеально. То есть у него есть сверхкрутая и сложная задача, и он с ней справился, а что ты излагаешь видение из своих субъективных возможностей говорить, перескаывать, объяснять что-то и т.д. то к этому можно относиться с изрядной долей снисходительности, пытаясь больше думать, о чем же человек говорит, а не о том, как конкретно он стоит своё изложение.
Тот же Гроф, умница трансперсональной психологии - он, как по мне, почти что отвратно пишет.))) но он не писатель, не философ - он в сущности просто психиатр, то есть имеет право не уметь писать супер классно. Но пишет же он о крутых и важных вещах. И надо уметь вычленять суть.


ДП сослужит плохую службу теперь пиару книги (её же только-только переиздали, кажется, в январе даже как раз) из-за креативов. Мы в 2014 году хотели давать философские вещи в начале года, но потом увидели, что креативы сметают всё на своём пути, и отказались от этого. Потому что читать, кто что увидел, конечно, интересно. Но если думать о книге не с позиции конкретной игры или конкретных читателей, которые уже знакомы с автором, то получается странно. Креатив на художественный текст, какого бы он ни был качества, может дать представление о том, о чём эта книга, стоит ли её покупать, такая фигня. Ну, то есть проходил мимо Вася с рынка, увидел рецензию, проникся её духом и решил, что в книге такая же атмосфера, купил, почитал. А когда креатив на функциональный текст, например, на ту же философию, кулинарную книгу или справочник, то несчастный Вася изрядно охренеет.


Думаю, будет 0,1 десятая креатива, лол. Сейчас основные рецензии те, где с серьёзными щщами разбирают, почему твоя мамка - холон.


Я пока не читала, подожду до первого числа, наверное. На канарейку смотрела некоторые только, но я ленивая очень читать рецензии на одно и то же, быстро устаю.

Надо рэпчину начитать на эту тему, и чтобы вся команда пердёжный бит на заднем фоне задавала.


Надо рэпчину начитать на эту тему, и чтобы вся команда пердёжный бит на заднем фоне задавала.

Тогда тебе надо негром стать! Как там:
А я хотел бы просто с негром спать. С белым-белым негром спать!


Мне негром нельзя. В Новочеркасске нет KFC.


ну все эти пародии на стиль, смешно в вопросах и ответах - это наверно и имеется виду под креативом


Нормальную рецензию сложно написать на него, согласись. Надо или топово разобрать (но это может быть скучно), или спародировать (что обычно означает некие вехи, типа холонов из холонов и повторов о повторах).


по мне, все эти штуки - это личное впечатление. "мне было скучно", "мне было весело", "мне итак все понятно", "мне и теперь ничего непонятно", "он меня взбесил", "он меня упокоил".
А "нормальные" рецензии я видела :) они есть


Личное впечатление — тоже штука полезная.


как будто бы я их убила, а ты говоришь: "зря". :)


Кто их знает, куда они теперь все делись, а ты личность подозрительная...


Переиздана в 2015. Я тогда и купила. А сейчас доп.тираж вышел просто, а только-только издали "Очи познания", вот она как бы "новая"


он любит свежую полезную еду и все-такое


И не любит, когда она громко кричит.
Спасибо, ваши комменты помогли мне понять, как написать рецензию, а то вот уж действительно много всего. Чужие рецензии до написания своей не читаю, дабы не замутнить чистейший поток своего невежества чужим высокоразвитым интелектом, но от истории с Олегом еле оторвалась.


Йеее, комментов завезли!

А в русскую версию именно этой книги впихнули её просто, чтоб больше переведенного Уилбера было в бумаге.

Вот это жаль. То есть, хорошо, что решили кого-то больше на бумаге, но плохо, что допихнули к чему-то уже существующему. Потому что волей-неволей это всё оцениваешь в комплексе, раз под одной обложкой и уж тем более одного автора, я обычно и у разных авторов под одной обложкой ищу общее, раз их кто-то счёл нужным вместе поставить. В таком случае издатели плохую службу Уилберу сослужили. Я не стала копаться в его биографии и прочем, поэтому не знаю, для кого "Краткая история..." предназначена, но чисто по постчитательскому впечатлению — для новичков и тех, кто совсем не в теме. Тогда приложения так себе подобрались, кроме того, где реально про периодизацию истории.