Больше рецензий

27 января 2017 г. 14:22

2K

2.5 Зачем убивать дворецкого, когда дом полон более хорошенькими слугами

Фрэнк Эмберли - "самый невоспитаный джентльмен в Англии", успешен, умен, остроумен, куда уж там Шерлоку Холмсу. Все окружающие падают в обморок, но я уж, извините, не буду, полы нынче холодные. Все-таки чувствуется рука автора любовных романов. Лично я не доверяю человеку ,которые пишет книги с названиями вроде " Арабелла", " Гибельная страсть", " Запретные желания", "Муслин с веточками", " Фредерика", " Миражи любви". (Да, такие у меня предрассудки, и я горжусь ими).

(с)

Как и автор отцитированной рецензии, я выбрала книгу по названию. А ещё потому, что она входила "Классику детектива", там были клёвые книжки. И эту неделю я думала о том, что же меня так дико в книге раздражало, пока я одолевала страницу за страницей, ругаясь, что не могу разом пропустить всё и вся и добраться до сути.

Я бы могла разделать книгу, как Бог черепаху, это у меня какой-то мазохизм последний год - сперва я читаю отвратный детектив, написанный женщиной, потом долго и упорно его ругаю. Но нет, сама детективная составляющая - это хорошая, логичная история. Продуманная. Правда, я спалила, кто убийца ещё в начале, но обычно мне это не слишком мешает, так как хороший писатель обычно подгоняет к финалу ещё пару-тройку твистов, не исключая твистов в середине (окей, я не поняла сразу фишку "хорошие - это плохие, плохие - это хорошие" и одного второстепенного персонажа упорно считала пособником злодея, так что тут Хейер снова получает очко). Но читать противно было всё равно. И я даже могу сказать почему - из-за главного персонажа.

В начале у меня расширились все части тела, которые должны это делать при большом изумлении - главный герой заблудился на дороге, встретил девушку у стоящей машины, а потом увидел, что в машине труп. Первое - он не испугался, а вышел из своего средства передвижения и стал раздавать распоряжения. Второе - он отпустил девушку и не стал сообщать о ней в полицию. Потом я дала себе поджо... будем считать, что подзатыльник: "Это детективная сказка, кончай придираться". За эту сделку с совестью мне захотелось получить награду: "Смотри, Хейер, я к тебе с открытой душой и верой в хорошее, доброе, вечное, так и ты меня не подведи". А вместо этого мне расписали того самого главного героя адвоката Эмберли, как такое топорное пособие для слюнявых малявок: он этак с порога входит в полицейский участок, каждая собака ему кланяется, ту самую бабу он временами встречает в городе, постоянно напоминая ей "Ты такая дурочка, ваще дура" (о да, сучечки от таких текут!).

Проясню ситуацию. Я и от доктора Хауса не тащилась, мне сериал показался скучным сам по себе. Хотя да, я понимаю, что мизантропы привлекают. Но привлекают они тем, что люди им не нравятся сами по себе, они слишком заняты тем, что считают более важным (вроде Камбербэтча-Шерлока, занятого расследованиями). Если человек бравирует, что да, мол, я тут главный павлин на селе, а все вокруг - жалкие людишки, именно поэтому я вас не люблю и всем вам это сто раз напомню, это смотрится убого. Фансервис для несуществующих фанов. И вот этого фансервиса в книге до фига. Главгер не мизантропит, он выпендривается. Для того, чтобы написать хороший явзительный разговор, автор должен быть умён сам. Но главгер равен по уму автору, значит те, кого он "обыгрывает" в разговоре равны по уму полену.

И вся книга сделана именно так - с попыткой угодить читателям, нет, стоп, читательницам. Совершенно без души, но с уверенностью, что сучечки любят именно таких грубых парней. Стала вспоминать, есть ли у Агаты Кристи (с которой сравниваю всех писательниц "классических" детективов) настолько же бесящие персонажи. Есть. Вернее, совершенно нет. И вот тут сложный момент, который постараюсь объяснить. У меня есть вот этот том собрания сочинений и внутри книги не сказано, что написал все три романа Мейсон, сказано, что Агата Кристи специально для Франции и французов. И долгое время я серьёзно пыталась осознавать, почему женщина для Франции (ля либерта в выражении чувств) написала настолько паршивые романы (ко всему, не детективы, а средней руки триллеры). Кто покупал (и покупался) эти чёрные книжечки, тот в курсе, что неоднократно там за Кристи выдают других писателей, причём в аннотациях даже не пытаясь развеять обмана, а только сознательно сгущая краски. Вот в том томе и имеется отвратный частный детектив, который несмешно шутит и перед которым с открытым ртом замирают девки и инспекторы. И это одна из главных причин, по которой имена таких писателей, как Мейсон и Хейер, не остались, а Кристи была и остаётся "королевой". Её герои не являются суперменами только потому, что она их назначила на эту роль. Как раз супермены у неё, вроде "сурового родезийца" полковника Рейса, являются скорее неудачниками, совершенно не вызывающими обильное течение всех жидкостей из людей любого пола. Читатель может сам выбрать, кому сочувствовать, ему не навязывают кого-то. Немного оффтопом. Сестра убедила меня, что и признанная за Кристи "Пассажирка из Франкфурта" является не полностью её книгой, так как там совершенно нехарактерные для Кристи сюжетные ходы, фансервис, плохая проработка сюжета, нетипичные персонажи. Пока мне пришла единственная идея, как провести семантический анализ, не имея специальных программ - прогнать все тексты романов на английском через программу, подсчитывающую количество наиболее употребимых слов. Выкинув из результатов предлоги и расположив результаты хронологически по времени создания романов, можно будет увидеть, как менялась манера письма писательницы и соответствует ли "Пассажирка" общей картине. Собственно, я всё это пишу для того, что если кто-то знает способы анализа полегче, поделитесь.

Остальные рецензии на странице книги, убедили меня, что я не одинока в оценке "Зачем убивать дворецкого?" где-то на серую троечку. Да, в книге наличествует смешная тётушка, которая за своими хлопотами прячет острый ум (точный аналог Люси из "Лощины" и я бы обвинила Хейер в воровстве персонажа, если бы только "Дворецкий" не был написан в 33-м, а "Лощина" в 46м, так что это леди Агата свистнула персика, зато, к её чести, она лучше персонажа развила). Но тётушка положения не исправила. В "Дворецком" слишком много натяжек, слишком много попыток кинуть читателям "вам это нравится, так дожирайте". Да, детективная линия продумана, что доказывает, Хейер - не худшая писательница на свете, но атмосфера никуда. Затянутые разговоры, которые приходилось пробегать глазами (а вдруг там улика), что меня тем более злило. Переизбыток худших черт любовных романов - нереалистичности героев и попыток выехать на мускулистом очаровании "принца чарминга".

Комментарии


Что-то захотелось после твоей рецки Агату почитать)


Смотря чего читать будешь) Я "Третью девушку" прочитала во взрослом возрасте и всплакнула над ранними объятиями старушки и безумного немца.
"- Внучка, как зовут того немца, от которого я без ума?
- Альцгеймер, бабушка!"


)))))))))
А я ей в детстве вообще не прониклась, последние пару лет только начала наверстывать, по плану дальше "Десять негритят", "Причуда мертвеца" и "Труп в библиотеке"


Для меня Кинг и Кристи - это детские книги. Они сформировали мой характер и личность. Я думаю, это многое это объясняет.

Лучшая у неё вещь почти не известна - "Мужчина в коричневом костюме". Ну и великолепны все ранние с подростками из аристократических семей - "Почему они не спросили Эванс?", "Семь циферблатов".
Ещё люблю психологические, внесистемные - "Кривой домишко", "Вилла Белый конь".


С Кингом у меня та же история))

Я хочу в идеале все у нее прочитать, но это план лет на 10)))
Из упомянутых тобой только "Виллу "Белый конь" читала, мне очень понравилось.


Дай я тебе лучше список составлю)) То что ты перечислила - это самые известные, но не самые лучшие.


а они у меня в бумаге есть, а это всегда приоритет для меня) электронку читаю спокойно, но к бумажным книгам все равно тянусь сильнее.
а список давай, с удвольствием тебя послушаю)


У меня вся Кристи есть в бумаге.
"Десять негритят" я не люблю. Если ты каким-то макаром не знаешь, кто убийца, спойлерить не буду, просто скажу, что ненавижу детективы, где вся загадка и расчёт убийцы строится на том, что все продуплят.

На первом месте у меня был и остаётся
1. Мужчина в коричневом костюме.
Его я читала почти полгода, потому что его печатали в журнале с продолжениями (и достать сразу всё было не реал). Так что роман, над которым я думала и в котором жила ОООООЧЕНЬ долго. Я читала так и другие романы, вроде Карра так печатали с какой-то головоломной загадкой, но все они у меня вызывали под финал "Да ну". А "МвКК" - вне конкуренции всегда.
2. "Кривой домишко". Замечательная атмосфера. Интересные персонажи. Необычная разгадка.
3. "Тайна семи циферблатов" и "Почему не спросили Эванс?" "Циферблаты" - это продолжение "Тайны замка Чимниз", довольно скучного шпионского детектива. Потому "Циферблаты" я связываю с "Эванс" просто по молодым и слегка эгоистичным персонажам. Это не детективы, а лёгкие триллеры, от которых потом очень приятно становится на душе.
4. В ту же степь "Таинственный противник" и "Партнёры по преступлению" - это про Томми и Таппенс. Малоизвестные детективы, которым посвящена пять книг. Легко, остроумно. Потом Агата к ним вернётся в "Н или М" - довольно неплохом шпионском романе. А потом вспомнит их под конец жизни. И это будет п...ц. Ещё как-то боле-менее она вырулит в "Леди исчезает", где будет обалденная завязка и очень хреновый финал. А в "Вратах судьбы" - это обнять и плакать над быстротечностью жизни. Если в "исчезающей леди" был дурацкий финал, куда понапихали слишком много всего, от чего всё просто выглядело безвкусным, то вр "вратах" шикарная завязка (Таппенс находит в старой книжке шифровку "Мэри убили и я знаю кто"), но затем расследование поражает идиотизм. Люди знают факты, которые знать не могли. Убийство было совершенно невозможным способом. А самый п...ц - это знание местными, где находятся шифровки, которыми обменивалась немецкая агентурная сеть. Откуда, матери ваши англичанки, местные могут это знать????!!!!! Но первые две книги - хороши!
5. "Таинственный мистер Кин". Кристи писала очень хорошие мистические рассказы. Тут она слегка подражает Честертону, но умеет создать и свою атмосферу.
6. Из сборников рассказов также очень посоветую "Паркер Пайн" и "Двенадцать подвигов Эркюля Пуаро". Красиво, остроумно, чёткие линии повествования.
7. "Загадка Ситтафорда". Просто люблю. За персиков. За атмосферу. За главную героиню, которую я любить-обожать.
8. "Пять поросят". Его любят все девушки. Это про художника, ведущего разгульный образ жизни. Люблю и роман, и экранизацию этой серии в сериале.
9. Вещь, которую не люблю, но которую советую потому, что она тоже женская - "Ночная тьма".
10. "Одним пальцем". Как и все внесерийные детективы - очень интересные персонажи и хорошая атмосфера.
11. Ну и "Карибская тайна" с "Немезидой". Это последние романы из цикла про мисс Марпл, они связаны, и второй даже круче, потому что Кристи ударила по психологии и ударила сильно и свежо.

Из фильмов, прежде всего, посоветую "Агату" с Редгрейв и Хоффманом. У Кристи очень заметно, как её проза делится до исчезновения/развода и после. Вторые детективы стали более известны, но из них ушла лёгкость. Есть роман, где, я уверена, она символически описывает, почему исчезала и почему тусила не так далеко от соперницы. Называется "Я невиновна" (я хз, как оно в одном из переводов) и рассказывает про девушку, которая мечтает убить соперницу. Делает вид перед изменившим женихом, что не так уж его и любила, хотя изнутри разрывается и желает смерти той, что стала между ними двумя. И когда соперница умирает, девушку обвиняют в убийстве. И я на все пиццот процентов уверена, что это фантазии по поводу автобиографических событий.

В сериале очень советую серии "Третья девушка", "Тайна голубого поезда" (там тааааакой д`Арси!), "Пять поросят" (они привнесли гомосексуальность, которая там очень требовалась для связности).
Ещё советую "Убийство в восточном экспрессе" 1974-го года. Фильм круче книжки.


везет))
уух, спасибище, буду изучать, читала из всего этого только Загадку Ситтафорда и именно она пробудила во мне интерес к автору после неудачных детских попыток)


везет))


Нееее! Это система!)

Не за что. Ты свисти как прочитаешь Кристи и "Серафину". А то у меня приступ супер-лени, я даже в Ленту не залезаю :)
*сейчас долью подборок про писателей и пойду няньчить свою лень перечитыванием "Изящного искусства смерти". А то 1. я увлеклась де Квинси нипадецки, 2. у меня есть продолжение "Инспектор мёртвых"*


А мне объясни поподробнее, почему тебе не нравятся "десять негритят"? Просто для меня это одна из любимых ее книг и интересно послушать полярную точку зрения :)


Жаль, что Вы первой прочитали у Джорджетт Хейер именно этот роман...
Если бы я с него начала, до больше точно ничего бы у автора читать не стала.
А так - три её детектива и один любовный роман много лет входят в список моих любимых книг.
Не уверена, что они бы Вам понравились, но они уж точно на порядок лучше этого нудного "Дворецкого"...
А Агату Кристи я обожаю с детства, прочитала все её романы и рассказы. :)
(Ах, нет - кажется, не читала тот, где действие происходит в Древнем Египте - по причине означенного места действия. ;))


А посоветуете любимые книги или боитесь, что разнесу?))


Что Вы, абсолютно не боюсь! :)
Я и те Ваши рецензии, в которых Вы разносите любимые мною книги, читаю с огромным удовольствием!
Любимые детективы - "Так убивать нечестно!", "Рождественский кинжал" и "Тупое орудие".
Ну, ещё "Лакомый кусочек" и "Никотин убивает" неплохи...
Любимый любовный роман - "Дьявол и паж" (Этот роман, а также "Коринфянин", убедили меня в том, что Джорджетт Хейер ужасно хотелось писать слэш, но нравы того времени, увы, не позволяли... ;))


Ого!) Тогда буду читать! Но, если что, я предупредила!)) Чуть что, срываюсь с цепи!))


И спасибо за рекомендации)


Знаете, если Вам не понравится, и Вы их раскритикуете, мне будет разве что неловко за потраченное Вами время...
(Кстати, решила заодно посмотреть, как российские издатели окрестили упомянутого выше "Коринфянина".
Оказалось - "Гибельная страсть".
Вот почему-то так я и думала...)


Хых! Я узнаю классику детектива, так что время по любому не потрачу зря)

Оказалось - "Гибельная страсть".

Вот почему-то так я и думала...

Какая замечательная рекомендация!

o-r.jpg