Больше рецензий

Kalendulla1

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 января 2017 г. 16:56

273

5 Смерть народа

В конце ХХ века в Парагвае практически был истреблен один из самых древних народов Южной Америки - индейцы аче. Да-да, не во времена конкистадоров и иезуитов, а именно "вчера", когда мои родители ходили в школу, этот удивительный народ был уничтожен. Или все-таки не совсем?.. В данной книге, написанной в 1973 г., индейцы (и их исследователи) рассказывают о том, как аче убивали и убивают, и что они при этом чувствуют.

Индейцев называют еще краснокожими. Для кого-то это вполне справедливо, но только не по отношению к индейцам аче) Они такие же белые, как европейцы. Этнограф Луиджи Миралья пишет, что рассматривает их "как расу, стоящую отдельно от всех остальных" ("не отношу ее ни в какую графу"). Так-то! Еще аче называют "пигмеями" Южной Америки, они маленького роста - в среднем 154 см. Подобно "другим пигмеям"(а есть они и в Азии, не только в Африке) у них относительно длинные руки и широкий, приплюснутый нос. Выглядят они так неспроста, а потому что их домом на протяжении тысячелетий была сельва - влажный жаркий субтропический лес.

"Аче" или "аксе" - на местном языке "человек", а "гуаяки", как еще называют это племя, означает "лесная крыса". Это унизительное прозвище, которое дали соседние индейские племена (не секрет, что индейцы тоже враждовали между собой). Аче - отголосок первобытного времени: у них каменные орудия, они не занимаются земледелием, а живут собирательством и охотой. У них своеобразное представление о жизненном цикле и душе, в нем ярко прослеживается тесная связь человека и природы. Например, огромное значение для внутриутробного развития ребенка аче придают мясу, которое ест будущая мать. Настолько, что охотник - лицо более важное в деле рождения, чем биологический отец. Кусок мяса животного превращается в часть ребенка, в так называемую быкву. Но это понятие означает больше, чем ручка или ножка младенца - это имеет отношение и к его душе.


Территория и численность аче, видимо, начали сокращаться очень давно. Индейцы амазонского типа стали притеснять их задолго до открытия Америки европейцами. К этому времени было несколько групп, несколько "островков" аче. Во всех отношениях драматично складывались взаимодействия "диких" индейцев и "цивилизованного" белого человека. Постепенно индейцы становились зависимыми. Они, конечно, оценили железные топоры и прочие предметы белых. Сельва уступала место плантациям. В ХХ веке, во времена диктатуры Стресснера, геноцид индейцев аче достиг своего апогея. Охота за ними и убийство материально поощрялись. Маленьких детей и юных девушек забирали, чтобы вырастить из первых слуг, сделать наложницами вторых. Позже имело место и пленение аче, создание колоний, где они работали на себя и хозяина. Пленение во многом происходило собственными руками. Те, кто сдался вначале, охотились за теми, кто остался в лесу. Кто лучше, чем сородичи, мог найти индейцев? Мог уговорить бросить прежний образ жизни? Разные серьезные причины охоты на соплеменников хорошо описаны в книге.

Можно сказать, смерть ждала аче повсюду. Оказавших сопротивление убивали еще в сельве. Те, что смирились, могли умереть в колонии от болезней, усугубленных нетипичным и плохим питанием, депрессией. Банальный грипп был крайне опасен... С молоком матери они слишком многого не впитали, в прямом и переносном смысле, что помогло бы им выжить в "цивилизованном мире"! Тех, кто не умер физически, ждала смерть другого рода. Их лишали привычного оружия, чтобы не сбежали. Их одевали. Они были вынуждены работать на плантациях и стать оседлыми жителями. Аче было запрещено разговаривать на родном языке. Их крестили. Их образ жизни и мысли так менялся, что они переставали быть собой.

Книга местами написана несколько суховато, но отдельные главы, наоборот, крайне и оправданно эмоциональны. К таким нужно отнести главу, где очевидцем описано пленение одной из групп, и главу, где исследователь тезисно в песне перечисляет, в чем аче может обвинить белого человека. Однако самая эмоциональная, самая сильная - последняя глава. В ней Марк Мюнцель приводит 5 песен аче и делает к ним пояснения. Посвящена она тем представителям, "которые уже не поют". "Аче постепенно теряют способность слагать новые песни" - констатирует этнограф.

В разговоре аче сдержаны, но в песнях они ценят чувственность и образность. В этом все люди похожи. Но их песни - всегда импровизации. Мюнцель рассказывает о певцах, об особенностях судьбы каждого из пяти человек. За каждой песней стоит личность, и разными гранями открывается общее несчастье. Песни записаны примерно через 10 лет после пленения. "Аче - больше не аче": таков лейтмотив всех горестных напевов.

Википедия сообщает, что на Земле в специальных колониях оставалось 350 аче, когда их массовое физическое истребление закончилось. Сегодня насчитывается более 1500 человек. Дети ходят в школу, взрослые занимаются-таки земледелием и, конечно, не только. Ведут, например, блоги в интернете.

Прочитано в рамках МФМ-20 "На далекой Амазонке" Клуба книгопутешественников.