Больше рецензий

25 января 2017 г. 13:22

121

4 Введение в эмпатию

Книга затягивает. Четыре друга, такие разные - чёрные, белые, непонятные, из разных семей, с разными характерами и интересами. Malcolm, из смешаной обеспеченной семьи, будущий архитектор. JB из благополучной семьи выходцев из Гаити, хоть и без отца, будущий художник, самый нонконформист из всей компании. Покладистый симпатичный Willem, сын эмигрантов из Северной Европы, работающих на ферме. Jude, будующий юрист, о происхождении которого и даже о причинах его хромоты не знают даже его друзья - самый главный герой, воплощающий в себе черты "гадкого утёнка", "золушки" и т.п. эпических метаморфических персонажей.
Чёткая структура повествования, разбитого на главы и части, где мы последовательно (хоть и часто и вне хронологической последовательности) узнает о каждом из действующих лиц и их восприятии других.
Книга затягивает с самого начала, но не скажешь, что оно как-то ускоряется по мере повествования (тем более, что это 720 страниц!) - у меня даже сложилось впечатление, что ровный темп изложения, в основном переживаний главного героя при отсутствии какх-либо событий - инструмент, которым автор пользуется для достижения желаемого эффекта.
Книга очень американская и даже Нью-Йоркская - где и как живут, учатся, проводят свободное время, работают и встречаются друг с другом персонажи - все наполнено характерными деталями именно Америки и особенно Нью-Йорка.
Гендерная тема. Кроме того, что отношения мужчина-мужчина в романе упоминаются абсолютно равнозначно с мужчина-женщина, они подчеркнуто не выделяются, как какая-то обособленная категория. Совершенно походя говорится, как "однокашник по колледжу, будучи со своим мужем проездом в городе, созвонился с ним", но в то же время Уиллем, например, не считает себя геем и не видит причин, почему должен ассоциировать себя с их кампаниями. На фоне этих гомо-, гетеро- и би-сексуальных отношений, автор показывает отношения, где секс не играет определяющей роли.
Почему же заголовок про эмпанию?
В романе относительно мало места отводится самой теме насилия над детьми - ровно столько, сколько необходимо, чтобы понять, почему Джуд так и не смог начать просто жить - не смотря на все благополучные обстоятельства и непрекращающуюся поддержку близких друзей. Глубокая душевная (гораздо менее, чем физическая) травма так и осталась в нем буквально на всю жизнь, и единственным способом как-то продолжать жить для него стал ритуал тайком от всех резать себя бритвой, что становится у него фактической зависимостью. (Причем эти "сеансы" описаны с такой частотой и с такой детальностью, что у меня закралось подозрение, что для кого-то из читателей с неустойчивой психикой в определенных обстоятельствах может возникнуть соблазн попробовать...)
Глядя на эти непрекращающиеся самотерзания Джуда в какой-то момент ловишь себя на мысли "Чувак, опомнись! У тебя ведь все так классно складывается. Забей и начни жить!" Но именно так на него глядит Калеб и тебе затем показывают, что из этого получается.
Читать или не читать? Книга однозначно неординарная. Хочется с кем-то эту книгу обсуждать, но рекомендовать как-то поостерегся бы.