Больше рецензий

MarchingCat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 января 2017 г. 23:42

157

3

Уже два раза пытался отзыв написать - да всё как-то уж слишком категорично получается. Либо автора обижаю формулировками, либо углы сглаживаю. Это будет третья попытка.
Как киберпанк-боевичок на раз - да, очень даже неплохо. Но, простите, какие "новые горизонты"? Набор шаблонов и сырой текст. Плоские персонажи, ненужные сюжетные линии, глуповато-наивные сотрудники спецслужб, почти всё в романе не такое и не так, как было бы в реальной жизни, а так, как нужно по сюжету, автору.
Если не вдумываться и не вглядываться, будь это просто очередная книжка, новинка, одна из сотен - почитал бы и похвалил. И забыл по прочтении. Но после такой рекламы от критиков, номинации на "новые горизонты", рекомендации от кое-кого с фантлаба... Давайте уж поближе взглянем на текст. Ну, чтобы я не выглядел голословным...
Итак, перво-наперво, по некоторым алогичностям (неправдоподобию, совершенно нелепым нестыковкам) роман вызвал ощущение сырого. Вот прямо из начала книги пример, чтобы без спойлеров:
Ну что это такое - с первых страниц о Викторе говорится, конечно не как о богатом, но вполне нормально зарабатывающем морфоскрипторе, трудовой лошадкой своей профессии, и не из последних (а неоднократно и Звездой называют) - к нему за консультациями обращаются. На такси ездит не экономя - выбирает вдвое более дорогой маршрут из своего удовольствия. Но... при этом приезжает домой и оказывается, что он вообще без денег сидит постоянно вплоть до того, что квартиру оплачивать не могут и того и гляди за неуплату от сети отключат. А затем снова звучит, что Виктор - "лучший в бета-тестинге"... Где логика? Или это такой социум будущего - лучшие, Звёзды своей профессии не могут себе квартирку оплатить? А где обоснования, описание такого социума?
А как вам похищение человека, работающего головой, через удар в голову до гарантированной потери сознания? Устроить сотрясение мозга человеку, которого похищаешь чтобы он работал на тебя своими мозгами... Впрочем, про линию с Лавриком даже и говорить неохота. Совершенно не нужная линия в романе. Сырая и наполненная ляпами до предела.
И вот много, много таких нелепостей в романе. И они часто настолько нелепы, что вызывают ощущение не глупости автора, а именно что сырости текста, черновика. Непроработанности. Будто человек просто пробу пера в сеть выложил.
Что ещё... А, вот, туда же, к сырости текста. Очень часто нет переходов между эпизодами. Опять же из начала пример - Первая и вторая главы романа. Любая из них могла бы быть началом романа. Никакого перехода между ними нет, никаких вводных слов между первой и второй (типа "а на следующий день Виктор поехал к Аверину"). Разрыв в линейности повествования, вкупе с нестыковками, усугубляет ощущение сырости произведения.
Далее. Сам социум... А нет его. Есть несколько локаций, где происходят действия. Как несколько сцен в театре. Ну а остального мира будто и не существует вовсе. Антураж не просто бедный - он никакой. Речь идёт о морфоскриптах, которыми пользуются практически ВСЕ. и всего одна контора, которая их пишет. Где конкуренты? Где иностранные конкуренты? Там же, где вообще весь мир. За кулисами этого театра нескольких сцен.
Теперь - Люди. Массовки не просто мало, её вообще нет. Лишь изредка всплывающие статисты, вроде таксиста. А имеющиеся персонажи... Ну картонные же до предела! Про ГГ, кроме того, что он любит вишнёвый сок, ну и кроме его профессии, что вы можете сказать? Бледное суетящееся пятно. Даже Мальвина поярче будет.
Межличностные отношения - ну ни о чём. Как ГГ общается с Шаговым, однокашником, вспомните. Ну или перечитайте. Представьте себя в схожей ситуации. Диалоги и реакции на взаимные реплики надуманные и натянутые, напрочь неправдоподобные.
Теперь о хорошем. Хорошее - это динамика и наличие загадки, то есть детективная часть. Сюжет затягивает, читается легко.
Жаль, финал слишком простой. Разгадка, причина происходящего, оказывается столь банальна, столь лежащей на поверхности (и даже разок озвученная словами одного из персонажей ещё по ходу романа), что её нельзя предсказать разве что потому, что такого подвоха от автора ну никак не ожидаешь. Вот как будто меня обманули, честное слово.
В плюс - ностальгия. Повеяло старыми добрыми "Лабиринтом" Лукьяненко и "Горячим стартом" Васильева. Вот только... на сколько "Лабиринт отражений" выше "горячего старта", вот ещё раза три по столько "горячий старт" выше этого "в режиме бога".
Так что... ну какие "новые горизонты", Господа и Дамы - критики, Вы чего? Лукьяненко с Васильевым перечитайте. И ещё с пяток книг схожей сюжетности. Всё уже там было, так или иначе.