Больше рецензий

20 января 2017 г. 16:03

1K

4.5

В пору работы над "Преступлением и наказанием", Достоевский гостил у знакомых на даче. И вот, однажды, слуга, перепуганный, вбегает к хозяевам и говорит, что не войдёт больше в комнату "гостя", т.к. он слышал, что "гость", во время сна, бредящим шёпотом проговорился о замысле какого-то жуткого убийства.
Нечто похожее произошло и с романом Набокова, в котором обыгрывается "ПиН", точнее, замысел одного убийства в виде дневника а-ля "записки из подполья". Немецкий издатель, которому Набоков передал свой роман, побоялся его печатать, решив, что этот "странный русский" написал всё "взаправду".

Как писал Адамович : " Литература - приглашение в ад". Главный герой, с отсылающим к Пушкину именем Герман, "земную жизнь пройдя до половины", т.е. в возрасте героя "Божественной комедии" Данте, спускается в ад творческого замысла о романе, в котором он описывает убийство своего двойника.
И опять возникает образ "Двойника" Достоевского, которого, к слову, Набоков считал лучшим произведением у Достоевского, правда, оговаривается, что Достоевский "слямзил" многое в нём у гоголевского "Носа". Кстати, забавный факт в очередном сближении Достоевского и Набокова : Достоевский однажды сказал, что вся русская литература вышла из "Шинели " Гоголя. Адамович продолжил эту мысль, сказав, что Набоков вышел из "Носа" Гоголя, - н-да, прав был Адамович, звучит это двусмысленно.
Набоков повстречал на своём творческом пути своего инфернального двойника - Достоевского. "Убил" ли он его в себе? Как там в "Чёрном человеке" Есенина ?

И летит моя трость, прямо в зеркало, в переносицу...

Неприкаянность Германа, блуждающего подобно "носу", подобно неприкаянной душе, наблюдающей за своим телом и жизнью со стороны, по призрачному городу, похожего на декорации из "ПиН". Нос - сон... зеркало души и слова.
Герман ненавидит зеркала. Зеркала - недолюбливают Германа, норовя отразить что-нибудь безумное, что-нибудь исподтишка, глумливо медля улыбку отражения, показывая, что Ардалион ( пьяненькое отражение Ардалиона Иволгина из "Идиота"), "кузен" жены, занимается с ней, в его отсутствие, не такими уж и родственными делами...
Итак, однажды, Герман встречает на солнечной поляне лежащего человека, никому не нужного бедняка, как две капли воды похожего на него.
Создание жизни, души - искусство. А разрушение? Может ли разрушение стать искусством? Идеальное разрушение, словно бы в зеркальной ретроспективе странного сна, когда всё движется вспять : старушка, со зловещей улыбкой, спиной догоняет убегающего от неё, и опять же, спиной и на цыпочках, студента с топором над головой... тьфу ты, какой придурковато-чаплиновый образ! Лучше так : умирает человек среди поля. Время течёт рекой... и вот уже глаза становятся цветами, над карим, голубым блеском которых мерцают мотыльки. Жилы сплетаются с корнями кустов, на месте волос колосится трава - человек слился с природой. Приходит художник и пишет прекрасный пейзаж, до странности напоминающий что-то человеческое... Ну, или проще : по легенде, Микеланджело убил одного бедняка, чтобы написать с него свой шедевр. Чорт! Откуда тональность дневника Германа в этом месте рецензии? Продолжим.
Набоков, вслед за пушкинским "Сальери", ставит вопрос о "гении и злодействе", о сладострастии творческого разрушения, или же саморазрушения? А? Ну вот, опять эта тональность....
Порой причиняя зло другому, мы хотим лишь в зеркале "другого" причинить зло себе же, но исподтишка, наказав в себе нечто, что боимся осудить напрямую, посмотрев этому "нечто" в глаза. А тут, не "наказание", а убийство, т.е. метафизическое самоубийство, негатив самоубийства, с есенински-дориан-греевым ужасом разбития живой картины "зеркала" своей же тростью.
Тут уже бунт похлеще карамазовского; тут физическое отрицание образа и подобия божия, отрицание бессмертия.
Да и что есть бессмертие как не небесный двойник жизни? Спотыкающаяся, кающаяся теплота инерции сознания и жизни, вдруг остановившихся, но перешедших в энергию и свет, летящий во тьме по привычке : звезда погасла, но свет от неё живёт мириады лет...
А может, никакого рая и нет? Может, и жизни то ещё нет? Так, спал себе Адам в саду, а дьявольский насмешник нашипел, нашептал ему странные сны, притворившись Евой, заманивая в ад безумия жизни.
Вот в чём трагедия Германа и души на земле : боязнь всецело опереться на бога ли, творчество ли, жизнь и любовь, ибо всё это может оказаться сном, чужим сном ( "всё позволено!" - гласит мораль снов,- делай что хочешь, если осознал, что спишь, что мир - сон.) Всё это нас уже предавало, ибо не доглядело за нами в раю : тут экзистенциальный трагизм детской, озлобленной души.
Вдвойне забавно, что Набоков иронично поддевая Сартра, написавшего забавно-разгромную рецензию на "Отчаяние", назвал "Германа" - отцом экзистенциализма.

Дальше...


Правда, Сартр, обмолвясь о беспочвенности Набокова и трагедии эмигрантов, высказал одну важную мысль : " Где же роман? Собственный яд разъел его". Ну да, яд : змея, кусающая за хвост самое себя, пожирающая себя ̶в̶е̶ч̶н̶о̶с̶т̶ь̶, т.е. человек, убивающий своего двойника, свой образ и подобие.
Беспочвенный? Герман ощущает себя не столько эмигрантом, на прежней родине которого, в Советской России, идеология "лепит" забавно-печальных "двойников", похожих друг на друга духовно, а в будущем - физически, сколько его душа - эта вечная эмигрантка, - чувствует тоску по своей утраченной, небесной родине, тихо сходя с ума среди пошлого и грубого мира : тут трагедия всего инфернально-творческого на земле.
Кто-то из этих двойников умирает от бессмысленного труда за станком, умирает со счастливой улыбкой, и его тут же подменяет такой же как и он улыбающийся "двойник".
А где же личность и душа среди этого тоталитарного "счастья" страны, и, кто знает, может и жизни?
Может, за этой игрой Германа с читателем и героями книги, сокрыт не столько бунт против убийства в людях их бессмертной и ни на кого не похожей личности, которую убивает "цивилизация", одевая людей в одинаковые и модные одежды, формируя в них одинаковые и модные мысли... Боже! Да оглянитесь вокруг! Двойники заполонили города, вот только не каждый ещё видит своего "двойника", а увидев ....Если бы можно было сбросить тело, словно одежду, то мы бы ужаснулись своей одинаковости.
Итак, замысел убийства с переодеванием двойника Германа, чтобы выдать его смерть за свою, и тем самым получить (через жену) страховое возмещение, похож уже на тоталитаризм искусства, жертвующего всем ради красоты... пусть не жизни, но смерти, её последнего, тёмного блеска.
И не потому ли крик отчаяния героя, - отчаяния, которое можно разложить на почти новозаветную, тёмную радугу слов: Отче, оставил, чаяние, отчизна, ночь, я....- что он сознаёт своё ничтожество, ад недостижимого идеала творчества на земле, в котором душа не может раствориться вполне, и потому, Герман, никогда не увидит своей Беатриче - музы и любви.

...Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало...

Сергей Есенин - Чёрный человек".

Комментарии


Порой причиняя зло другому, мы хотим лишь в зеркале "другого" причинить зло себе же, но исподтишка, наказав в себе нечто, что боимся осудить напрямую, посмотрев этому "нечто" в глаза. А тут, не "наказание", а убийство, т.е. метафизическое самоубийство, негатив самоубийства, с есенински-дориан-греевым ужасом разбития живой картины "зеркала" своей же тростью.

Красиво, черт возьми.

Может, за этой игрой Германа с читателем и героями книги, сокрыт не столько бунт против убийства в людях их бессмертной и ни на кого не похожей личности, которую убивает "цивилизация", одевая людей в одинаковые и модные одежды, формируя в них одинаковые и модные мысли... Боже! Да оглянитесь вокруг! Двойники заполонили города, вот только не каждый ещё видит своего "двойника", а увидев ....Если бы можно было сбросить тело, словно одежду, то мы бы ужаснулись своей одинаковости.

И это. Прямо - бадум-с.

Столько много разных отсылок к другим произведениям, авторам, людям, что в некоторых я аж потерялась. Но блуждать понравилось.
Спасибо.

P.S. Вставки Есенина вообще - муа. )
И да. Что ты увидел в концовке? Обычно я их плохо запоминаю почему-то, но в этом романе она прямо перед глазами стоит.


Рад, что ты заглянула)

Да отсылок было ещё больше ( в голове), просто не хотелось перегружать и так привычно-"убитую" рецензию, в том смысле, что многие центральные образы в романе я повернул под нужным, обобщающим углом , а иные образы взял без того контекста чувств, которые были в голове : не хотелось растягивать и так длинную рецензию.

Да, концовка в романе и правда отпадная! Знаешь, мыслей у меня куча, думаю, что если будет время, то напишу ещё историю с вирт- виртуальной тональностью на эту тему) Не хочу спугнуть мыслей. Лады ?


не хотелось растягивать и так длинную рецензию.

Тююююююююю...

Да, концовка в романе и правда отпадная! Знаешь, мыслей у меня куча, думаю, что если будет время, то напишу ещё историю с вирт- виртуальной тональностью на эту тему) Не хочу спугнуть мыслей. Лады ?

И весьма неоднозначная, как мне показалось. По крайней мере, посидеть и подумать заставила хорошо так. Мне это понравилось.
Таки написал! Радует. Пойду читать. :)


В вашей рецензии ( как всегда, очень глубоко выстраданной, обнажающей душу и оголяющей нервы) можно утонуть, захлебнувшись водопадом ассоциативного аккорда эмоций.

Герман ненавидит зеркала. Зеркала - недолюбливают Германа, норовя отразить что-нибудь безумное, что-нибудь исподтишка, глумливо медля улыбку отражения

А вы сами-то любите ли зеркала? Боитесь ли их?
Мне кажется, что все мы - это гримасы кривого зеркала, что находятся внутри нас. Олакрез. Зеркало, зеркало, зеркало. Не боюсь.Боюсь. Помните, кривые зеркала детства? Мы там были такими какими были на самом деле, только не понимали этого, а ведь зеркало и раздевает человека, и уплотняет, ты и тянешься как тесто и рвешься напополам, и исчезаешь. Красота и масса непередаваемых ощущений. Ужасная вещь повышенное воображение. Можно ли видеть солнце во сне?

И не потому ли крик отчаяния героя, - отчаяния, которое можно разложить на почти новозаветную, тёмную радугу слов: Отче, оставил, чаяние, отчизна, ночь, я....- что он сознаёт своё ничтожество, ад недостижимого идеала творчества на земле, в котором душа не может раствориться вполне, и потому, Герман, никогда не увидит своей Беатриче - музы и любви.

Рецензия просто потрясающая. Мы , благодаря вам, еще раз окунулись в безумно-фальшивый мир воображения Набокова и почувствовали насколько он правдив.


Нина, спасибо вам за такой тёплый отзыв) Вы замечательно умеете делать рецензии на рецензии к книгам,( о чудесных ваших рецензиях я уж и не говорю) и учитывая набоковские "зеркала", ваш коммент особенно прелестен) Эта книга Набокова и правда неожиданно всколыхнула во мне много разных эмоций и мыслей.

А вы сами-то любите ли зеркала? Боитесь ли их?
Мне кажется, что все мы - это гримасы кривого зеркала, что находятся внутри нас. Олакрез. Зеркало, зеркало, зеркало. Не боюсь.Боюсь. Помните, кривые зеркала детства?


К зеркалам равнодушен. Но отражения всегда иногда пугают, самые разные, т.к. и мир - отражение, получается почти отражение отражения, мучительная гримаска отражения. Зеркала в детстве помню, а вот они меня....)
У вас хорошая память на книги : олакрез, солнце во сне.... Солнце то во сне увидеть можно, но вот ослепнуть, загореть... какое-то немое солнце, не моё, не наше.

Ещё раз спасибо вам Нина за тёплый и подробный отзыв)


Зеркала в детстве помню, а вот они меня....)

Так грустно стало. Очень грустно. А ведь не помнят, а я так любила покрутиться перед зеркалом в детстве.

Солнце то во сне увидеть можно, но вот ослепнуть, загореть... какое-то немое солнце, не моё, не наше.

Солнце во сне... бывает, оно бережней, чем наяву..Так много интересностей в вашей рецензии, ее можно разбирать-разбирать,но так до конца и не разобрать.Она многоразовая, имеет много оттенков , ну, какого же цвета... цвета ли грусти. или
.наоборот, солнцедарный ...