Больше рецензий

Roni

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 января 2017 г. 15:28

1K

5

С Мариной Цветаевой у меня бурные отношения. Я боготворила её в юности, потом повзрослела, почитала кой-чего про её жизнь и у меня наступило охлаждение.
Но, честно сказать, меня это мучило и, увидев на полке в книжном её биографию, написанную Ирмой Кудровой, я её радостно купила и прочитала почти тут же.

Это не первая моя биография Цветаевой. До этого читала две: Саакянц
( Анна Саакянц "Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс" ) - слишком благостная,
и Швейцер ( Виктория Швейцер "Марина Цветаева" ) - слишком уж злая
(не беру здесь в рассчёт книгу Белкиной ( Мария Белкина "Скрещенье судеб" ), потому что в ней биография Цветаевой раскрыта лишь частично - после эмигрантские годы). Мне был необходим баланс, золотая середина, если угодно. И я её нашла.

Ирма Кудрова написала блестящую биографию: мы можем видеть мельчайшие движения души поэта (по дневникам, письмам, стихам МЦ) на фоне эпохи, которую Кудрова тоже описывает весьма впечетляюще - сквозь мелкие бытовые подробности сквозит шум времени. Мы читаем про современников, друзей, недругов, любовников, членов семьи - и каждый портрет точен и очень интересен (например, Макс Волошин открылся для меня совсем с другой стороны). Эта биография не просто одного человека - а биография целой эпохи, в которой было многое: безбедная жизнь до революции, жизнь в красной революционной Москве, эмиграция, возвращение на родину в морок сталинских репрессий. И Ирма Кудрова, как мне показалась, сохранила объективность. Для себя я вынесла из этой книги очень многое, и в чем-то Цветаеву оправдала, хотя она, разумеется, в этом не нуждается. Кудрова сумела без излишнего умиления и без пафоса рассказать о жизни гениального поэта. Хотя, канеш, не без греха - страницы о черни меня немало повеселили, но в книге из 800 страниц это был единичный всплеск.

И это не считая того, что книга прекрасно издана - в ней фотографии не вклейками, а маленькие, по бокам, но почти на каждой странице - и это даёт дополнительный эффект присутствия. Великолепно! Хотя, конечно, горе и боль, что эта книга издана столь маленьким тиражом - что такое 2 тысячи экземпляров? (Когда я смотрю на сегодняшние тиражи мне всегда вспоминается "Хромая судьба" Стругацких, хотя это к делу не относиться). С другой стороны, то, что эту книгу вообще переиздали - это огромная радость! Очень рада, что её купила, и кто увлекается биографиями вообще и Цветаевой в частности - советую неистово!

Книга поделена на три части. Первая "Молодая Цветаева" - показалась мне самой сочной, самой захватывающей: детство, рассказ о матери и об отце (ваще клёвый дядька!), о Коктебеле, встрече с Сергеем Эфроном, о свадьбе, рождении Али, Ирины, революции, о том, как молодая ещё совсем Цветаева осталась одна к Москве и как голодала, писала пьесы, не сумела спасти одну из дочерей, о стихах и дружбах, и любовях. По этим годам, наверное, у автора было больше всего материала. Кстати, если вы ещё не читали автобиографическую прозу Цветаевой и автобиографию её сестры Аси - то весьма советую это сделать. Потому что это уникально (если кто знает другие примеры - прошу не стесняться и сказать мне об этом): взгляд на одно и то же с разных сторон - и какой взгляд. Страстный, необъективный быть может взгляд Цветаевой, зрелой Цветаевой, которая великолепна в своей прозе. И более классическая по форме книга Анастасии. Читала обеих, и от обеих пришла в восторг! Однако, я чего-то отступила в сторону. Так вот, в этом периоде есть две болевые точки, в рассказе о которых автор биографии может себя по разному проявить. Это Софья Парнок и смерть Ирины. В обоих случаях, Кудрова проявила себя безукоризненно. Он не педалировала, но и не скрывала. После этого моё я стала ей доверять, как это не странно звучит.

Часть вторая "После Росии" - Берлин, Чехия, Париж. На эти главы приходиться самый жгучий и, наверное, самый знаменитый роман Цветаевой с Константином Родзевичем, который послужил причиной двух самых трагических и великих поэм о любви - "Поэмы горы" и моей самой любимой "Поэмы конца". На эти же годы - два эпистолярных романа с поэтами - Борисом Пастернаком и Райнером Марией Рильке. В этих же главах мы прочитаем о разладе в семье, о том, что маленький вундеркинд Цветаевой - её дочь Ариадна - выросла, что раньше безумно любившая Цветаеву, она от неё отходит, что неизбежно, и какую боль, и какое непонимание это приносит матери. Мы прочитаем об эмиграции и её литературе, о журналах, в которых издавалась Цветаева за границей. Мы попытаемся понять, как белый офицер - муж Марины, Сергей Эфрон, смог прийти к сотрудничеству с разведкой советов. И как "мечта о родине" завладевшая всеми членами семьи, завлекла Цветаеву обратно в СССР. И, конечно, выясним, повинен ли Сергей Эфрон в том, в чем его обвиняла эмигрантская пресса - участию в убийстве.

Третья часть "Разоблаченная морока" - самая спорная, на мой взгляд. Главный вопрос - почему всё-таки Цветаева повесилась 31 августа в Елабуге? Приводит три версии. Первая версия - сестры Цветаевой Анастасии, что столь тяжелы были ссоры с подросшим Муром (сыном МЦ), что она не выдержала. Вторая - версия Белкиной, что так силен был страх и ужас перед войной и репрессиями, что у МЦ чутка двинулась крыша. Третья версия - самой Кудровой, о которой я читала ещё в её книге "Гибель Марины Цветаевой". Эта версия о том, что в Елабуге Цветаевой предложили стать стукачом в НКВД. Доказательств нет: ни письменных, ни устных. Из всей логики жизни Цветаевой вытекает то, что согласиться она никак не могла - в этом случае и доказательств никаких остаться не могло - зачем сотруднику НКВД пытавшемуся её завербовать оставлять свидетельства своей неудачи.
С одной стороны, меня это убедить не особо может в силу моего юридического образования.
С другой стороны, соблазн поверить есть - потому что тогда перед нами, не человек, обезумевший от страха и ужаса, не выдержавший в конечном итоге превратностей судьбы, бросивший своего сына, этого огромного оболтуса, у которого тоже была страшная судьба. А человек, который решил и сделал, без помрачения рассудка и всякой такой байды, гордый и сильный человек.
На твой безумный мир ответ один - отказ.
Не знаю, к чему склониться, не могу решить. Самое очевидное, что мы так ничего никогда и не узнаем доподлино.

Так же в третьей части весьма подробно описано, что творилось тюрьмах, где следователи шили дело дочери Цветаевой и её мужу. Ариадна не выдержала пыток и оговорила себя и отца. Но он, больной, доведенный пытками до галюцинаций, так ни в чем и не признался. А на свободе, в так и не изданной книжке, МЦ первым ставит стих - ему. Вообще, конечно, удивительная любовь и удивительные люди.

И, последнее. Очень хороший слог: разные части написаны по-разному, с разной интонацией, даже размер глав в разных частях разный.
Хочу сказать, Ирме Кудровой огромное спасибо - она вернула мне Цветаеву - без детского идолопоклонничества, но трезвый и всё-таки любовный взгляд.

ЗЫ. Извините за тире, меня чутка поднакрыло.

Комментарии


Спасибо. За рецензию. Я очень люблю Цветаеву. (Из всех женщин-поэтов для меня особняком - гораздо выше остальных - стоят две. Одна из них - Марина Цветаева). Причём, на мою любовь не влияет - и никогда не влияло - то, что я знаю о жизни Марины. Я читала автобиографические книги Марины и Аси. Ну и, конечно, Цветаевская поэзия, которая и есть самая лучшая её биография. Других биографий не читала - и не хочу. Но при этом Вашу рецензию прочитала внимательно и с интересом.


А какая вторая женщина поэт?
Спасибо за отзыв)
А Ариадну и Георгия не читали?


Читала только детские дневники Али. А вторую женщину-поэта, перед которой я преклоняюсь (в данном случае не считаю это слово пафосным), Вы, быть может, и не знаете. Её зовут Лина Костенко, она - украинский поэт (у меня предубеждение на слово "поэтесса") и она - совершенно точно гений.


О, нет, такую не знаю. Я вообще очень плохо знаю поэзию, честно говоря.


Читаю сейчас эту книгу и некоторое время мучительно металась: то мне казалось, что Ирма Кудрова излишне оправдывает Марину Ивановну, то вдруг накатывало понимание, что иначе один из главных биографов Цветаевой, отдавший изучению ее наследия много лет, не может. Зачем вообще браться за исследование жизни поэта, если ты его не любишь и не хочешь если не оправдать, то хотя бы попытаться понять, так ведь?
Одним словом, я готова согласиться с вашим мнением о "золотой середине" в подходе Ирмы Кудровой. По-моему, лучше нее о Марине Цветаевой пишет только сама Марина Цветаева.
Спасибо вам за рецензию!


Да, согласна с вами, любовь чувствуется. И, как по мне, это гораздо лучше, чем когда бесстрастно, холодно и сухо, но якобы беспристрастно препарируют жизнь другого.
Спасибо за отзыв, буду ждать вашу рецензию!


Мариш, чудесно написала! С душой!


Спасибо, моё сердечко)


спасибо за рецензию, захотелось прочитать.
а Пишу на своем чердаке не читали? Если нет, то рекомендую.


Видела, вертела в руках и не купила.
Я с сомнением отношусь к изданию её дневников.


А почему, если не секрет?


Вскрыла жилы..помню читал у доски на литературе, свободная тема. Даже пятерку поставили, немного выпучив глаза. Кстати и жил не далеко от их дома-музея, заглядывал разок.


о, а я так и не добралась до музея. Позор мне!


Я сейчас везде влезу (стыдится)...
Я этой осенью была в Москве (я там и так-то гость нечастый), и, ищучи на плане Книжный на Новом Арбате, глазом вдруг уцепилась за Борисоглебский переулок. Было утро, холодно, музей был закрыт, так я свою подругу (Цветаеву, надо сказать, не любящую) таскала вокруг до открытия. Началось с того, что "ну хоть рядом пройти"... :))
А сам музей произвел очень странное впечатление. До сих пор не могу разобраться, насколько. Понятно, что вещи там не те, и это немного мешает, отвлекает. Ясно, что все было иначе. Попытки музейных работников смоделировать порой хороши, порой ужасны, по правде говоря. Но сама квартира... она безумная какая-то. Очень неудобная для жизни... с одной стороны. И при этом...небывалая какая. Очень темная, между прочим, что удивило. Ее очень трудно охватить мысленно, она на разных уровнях, причем, не только с точки зрения этажей.
Ну и хотелось бы хоть более аутентичной обстановки, конечно.
Но после музея вдруг этот мифический Борисоглебский стал вдруг настоящим. И ходить там, и подходить туда, и думать, кто тут был, как это было... бесценно в чем-то.


Мне понравилось, как раскрыта Марина Цветаева в воспоминаниях современников Воспоминания о Марине Цветаевой. Люди, знакомые с ней лично в разные периоды жизни при разных обстоятельствах. Очень рекомендую, если еще не читали, и есть интерес к этому поэту (да и к эпохе в принципе).


Спасибо! Не знаю, совпадают ли они по содержанию, но у меня есть МЦ в воспоминаниях, только издательства Вагриус.
И МЦ Без глянца.
Кстати, отдельное спасибо, что заставили меня встать и покопаться на полках - я неожиданно вспомнила, что ещё не купила Маяковского Быкова (не особо сложная ассоциация, если знать, что вместе с МЦ Без глянца стоит Маяковский без него же). Надо срочно исправляться!


А я отчасти иду вашими путями...
В юности - обожание (но ранней лирики), сейчас - критическое отношение (по принципу люблю-ненавижу) к человеку и все более и более глубокое понимание ее как поэта.
Но порой выкидываются удивительные финты - я в этот период сомнений открыла для себя как поэта Софию Парнок. А она чудесна и очень самобытна. И совсем-совсем другая!! :)

Книжку - в хотелки немедленно, а вам - большое спасибо!!


Не за что! Я сама очумела, когда в книжном увидала и уйти без неё не смогла.
Парнок знаю только по циклу Подруга. А это же - позор! Пойду исправляться, пока не померла в неведение)


Только, пожалуйста, не спешите. Я, когда полюбопытствовала, что же это за поэт такой, прочла пару стихотворений и в голове засела мерзкая мысль про вторичность. Благо, мысль была отловлена как недостойная, я обзавелась книгой стихов Парнок и читала ее. Потихоньку. И к концу книги меня пробило. И я совсем перестала даже пытаться их сравнивать. Ну не сравниваем же мы как поэтов Гумилева и Ахматову, а тут подспудно просится почему-то. А не стоит, потому что нечестно получится. Безусловно, Цветаева куда более гениальный поэт, это несомненно. Но вот я уже давно у каждой из них ловлю какие-то подспудные, может даже, неосознанные переплетения и цитаты друг друга. Вот в недавно читанном "Крысолове", 25-й год, эмиграция уже - и перефраз ранней Парнок. Понятно, что Софья - не вся жизнь Цветаевой и не бОльшая ее часть, но что она была большОй, большей, чем давала понять сама Цветаева (понятно почему, в общем) - это бросается в глаза сразу.
И в общем, в какой-то момент (может, на данном этапе жизни) мне Парнок-человек ближе. При очень большой любви к Цветаевой при этом.
О Софье, кстати, есть хорошая книга (американской исследовательницы, что странно): "София Парнок. Жизнь и творчество русской Сапфо" Диана Л. Бургин . Я вот ОТСЮДА брала, если интересно станет.
Вот. :)
Тоже прорвало немножко, извините.