Больше рецензий

17 января 2017 г. 18:48

1K

4

Самое удивительное в этой книге - то, что на 528 страницах, охватывающих период с 1913-го и где-то до начала 1970-х годов, ни слова не говорится об обеих мировых войнах. Они упоминаются лишь в двух или трех эпизодах, и то вскользь, мимоходом. Где были герои в это время, чем занимались - осталось неизвестным, однако все они выжили, чтобы рассказать другую историю - об упадке французской аристократии и расцвете буржуазии.

5 из 5
Первая часть, "Змея в кулаке", понравилась мне больше всего. Эпизод, давший ей название, приводится в самом начале: главный герой, будучи совсем ещё малышом, задушил ядовитую змею голыми руками. Этот символ не прочёл бы только слепой: Жан Резо - живучий сукин сын. Всё его детство, за исключением первых восьми лет жизни, было сплошной борьбой за выживание. Мать, с которой Жан познакомился лишь после кончины любимой бабушки, оказалась женщиной властной, холодной и скупой. Пока семейная трагедия не заставила её вернуться в фамильное гнездо во французской глуши, она жила в Шанхае. Там она родила младшего из трех братьев Резо, но, хотя Марсель был при ней всё детство, нельзя сказать, что он ходил у матери в любимчиках. Казалось, мадам Резо, получившая от детей "ласковое" прозвище Психимора, ненавидела их совершенно одинаково. Воцарившись в "Хвалебном", она ввела строгий режим дня, запретила детям покидать границы участка, заставила маленьких отпрысков аристократического рода работать в саду, как крепостных, и носить деревянные башмаки в любую погоду. Она могла легко вонзить вилку в руку любого из своих детей и лупила их за любую провинность. Рассудив, что образование - это слишком дорого, Поль выгнала гувернантку и взяла в дом священнослужителя, в обязанности которого входило преподавать закон божий, исповедовать и не комментировать порядки в доме Резо.
Эта часть слишком черно-белая, слишком хрестоматийная, и оттого мало правдоподобная. Здесь есть только абсолютное зло в образе матери и комок ярости - её средний сын. Остальные персонажи на столь выражено драматическом фоне просто теряются. Отец усиленно делает вид, что внутрисемейные дела его никак не касаются, и при первых признаках бури спешит убраться в свой уютный мирок любительской энтомологии. Младший сын, которого мать потчует то кнутом, то пряником, постоянно мечется между нею и братьями и растет человеком подленьким и ненадежным. Старший брат не такой харизматичный, как главный герой, но все же не производит впечатление гнилого человека, поэтому его преображение во второй части меня неприятно поразило. Как-то не соотносятся образы повзрослевших братьев с тем, какими они были в детстве. Впрочем, читатель смотрит на ситуацию глазами Жана, который лично мне показался не намного приятнее своей матери. Он охвачен высокомерием и гордыней и имеет непомерные амбиции. Сопереживать и сочувствовать ему не хочется, несмотря на поведение матери. Более того, из-за горячей ненависти героя, которую он несет перед собой, словно знамя, возникает сомнение, что женщина может быть таким чудовищем по отношению к собственным детям. В конце концов, мотивы и мысли Поль в этой части не озвучиваются, а, значит, её образ полностью соткан из предубеждений Жана.

3 из 5
Вторая часть, "Смерть лошадки", рассказывает о юности братьев на фоне крушения старого миропорядка. Древние аристократические роды нищают и вымирают, их богатство распродается, высшее положение в обществе теперь занимают не наследники титулов и состояний, а создатели бизнеса, зарабатывающие деньги своим трудом. Жан, гордо отринувший возможность учиться на юридическом факультете Католического университета, перебивается случайными заработками. Для работы в порту он со своим хрупким телосложением оказался непригоден, из конторы знакомого его отца пришлось уйти из-за личного скандала, потом он некоторое время подвизался портье в меблированных комнатах и, наконец, стал гордым торговцем носками. Блестящая карьера, под стать его амбициям. Тем временем его старший брат Фред сбежал из дома и стал моряком, а младший, Марсель, поступил в Политехнический институт. В этой части мое отвращение к главному герою только выросло из-за его отношения к любовнице. Поль, тезка его матери, была старше Жана. Она не только поселила его у себя, но и взяла на содержание, а Жан оставался с ней исключительно в корыстных целях, не мешал брату говорить про неё гадости и без сожаления вытер о неё ноги сам, когда встретил будущую жену Монику. С этого момента я для себя окончательно поставила крест на Жане Резо, он стал мне даже отвратительнее, чем его мать.

4 из 5
Третья часть, "Крик совы", написана аж через 20 лет после второй, и это очень заметно. По настроению она ближе к Анатомии одного развода , которая мне так полюбилась, и совсем не похожа на первые "монохромные" части. Герой тоже повзрослел на 20 лет, и в его жизни произошли причудливые перемены. Раньше всеми его поступками руководила только жажда мести, но теперь страсти перестали терзать его душу. В "Хвалебном" спилили вековые деревья, на которых братья вырезали слова "Смерть Психиморе!", и с ними как будто ушла его ненависть к матери. Жан Резо успокоился и даже обуржуазился - стал успешным писателем, купил собственный дом и автомобиль, завел большую семью, где дети пользуются такой свободой, о которой их отец не мог и помыслить. Но внезапно в его жизни снова возникла мать, с которой они не поддерживали отношения уже 24 года. Психимора тоже растеряла острые зубы, расплескала свой яд и заметно смягчилась. Другие дети тоже порвали с ней отношения и оставили разрушаться наедине с огромным старым домом-дворцом. Собственно, под предлогом возможной продажи этого дома Поль и вернулась в жизнь своего среднего сына - и совершенно неожиданно для самой себя прониклась поздней и уже немного неуместной нежностью к его старшей дочери Саломее.
Третья часть показалась мне самой грустной и трогательной. Думаю, не только Жан, но и сам автор пересмотрел свои взгляды на родственные отношения и представления о том, каким должен быть хороший глубокий роман. Психимора превратилась в простую женщину Поль, герой увидел её взрослыми глазами, а автор как будто посочувствовал ей. В этой части приподнялась завеса тайны над её секретами, и к густому чёрному цвету, которым был нарисован её образ, примешались другие краски. Эта новая Поль напомнила мне бабушку из Похороните меня за плинтусом , и её тоже захотелось пожалеть. А Жан... ну, а Жан, который в своем неистовстве был так похож на мать, начал всё больше походить на своего отца-тюфяка

должен признаться, я из тех, кто много шумит, когда его ущемляют в правах, но потом испытывает глупое, гордое отвращение к тому, чтобы до конца отстаивать свои интересы

Флэшмоб-2016, за совет большое спасибо tendresse
"Собери их всех!"
"Крестики-нолики", тур №4
"Школьная Вселенная", 4А класс

Комментарии


ура ) со всей рецензией полностью согласна!
будешь читать Базена еще?


Ох, я и процентика не написала из того, что хотела сказать! И так слишком длинно получилось %)
Канешна! :)


у меня всего пара непрочитанных его книг осталась, я прям печалюсь >_<


Ох. Как бы мне дйти до этой книги....


Я б сама до неё вряд ли дошла, если б не совет в годовом мобе :)


Вот за это и люблю игры:)