Больше рецензий

15 января 2017 г. 17:38

823

5 Лес удивительных признаний

Мне понравился с самых первых страниц этот витиеватый рассказ о том как мы читаем литературу, как ее воспринимаем, как ее создаем. Я бы с удовольствием походила на подобные лекции, хотя и без этого я очень эмоционально проигрывала текст автора в голове (правда, мне кажется не эмоционального итальянца вообще сложно представить). Мне понравилось что началось сразу же с Итало Кальвино - Если однажды зимней ночью путник... (которая мне безумно понравилась), ибо это действительно отличный пример того, что ждет нас в данной книге. Я вообще заметила за собой, что если чем-то начинаю увлекаться, то мне очень хочется увлечься увлекаемым (так было с аниме, сначала мне просто нравилось аниме, а теперь мне нравится только аниме про аниме))). Благо большую часть книг здесь обсуждаемых я либо читала, либо они на "слуху". Разве что полный штиль у меня по Нервалю, а его Сильвия столько раз упоминается (Умберто Эко откровенно признается в любви к этой книге и насаживает ее без зазрения совести), что я почти поверила, что уже ее прочитала (и конечно же книга же внесена в бесконечную очередь внеочереди, которая идет за обычной очередью).

Мне нравится, как Эко рассказывает нам возможные причины и случайности в создании того или иного литературного элемента. Правда порой его немного заносит, если в первой половине книги он объясняет некий элемент нашего восприятия сначала словами, потом примером, потом парой отсылок к прошлым лекциям, то с каждой последующей лекцией данный цикл расширяется и вторится излишнее количество раз. Будь я на этой лекции непременно бы уснула или растеряла всю внимательность, пока бы мы не переключились на новую тему (уж больно жевано пережевано). Но зато он не забывает шутить и выходит это всегда уместно и действительно смешно.

Однажды Томас Манн дал один из романов Кафки Эйнштейну, и тот, возвращая книгу, сказал: «Я ее не осилил: человеческий ум не настолько сложен».

Что мне больше всего нравится в аниме про аниме, после этого на аниме смотришь другими глазами, понимаешь что статичные кадры с криво наложенным звуком, вина 3Д-аниматоров, которые не успели к сроку подготовить анимацию и в итоге пришлось на уже записанный звук накладывать задники. А если часто повторяются флешбеки или серия как-то искусственно затянута изображениями окрестных видов - понимаешь, что сюжет укладывается в 10 серий вместо эфирных 12, и их приходится искусственно подгонять одно под другое. (Я привожу именно технические ошибки, потому что именно они как правило самые заметные, не отвратимые и обидные.) Вот таким и многим другим различным моментам кухни отчасти и учит данная книга, но если процесс создания совместными усилиями разных отделов одного продукта в рамках офисных возможностей представить и показать не так сложно, то личностный скрытый метод создания текста объяснить на "кухонном языке куда сложнее". И тем не менее очень важно.

Чтобы стать хорошим читателем, необходимо стать хорошим писателем.

Так же отлично раскрыта и психология второго типа персонажей - читателей. Как мы в своем разнообразии относимся и воспринимаем написанное, как мы это разбираем и почему мы это делаем (домысливаем, не доверяем). Начинаешь ловить себя на мысли, что за тобой как минимум следили! После этой книги чувствуешь что лучше стал понимать себя и автора. Самое сложное - это поддерживать это осознание понимания и внимательности, а для этого нужно постоянно подпитывать себя новой литературоведческой литературой.
Благо Умберто Эко — итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, писатель. И хотя мы в первую очередь его знаем как писателя, нельзя не отметить что он долго преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Так что почитать у него можно много что, например:
Умберто Эко - Открытое произведение
Умберто Эко - Отсутствующая структура. Введение в семиологию
Умберто Эко - Пять эссе на темы этики
Умберто Эко - О литературе
Умберто Эко - Полный назад!
Умберто Эко - Сотвори себе врага. И другие тексты по случаю

А еще я все больше убеждаюсь, что перечитывать надо.

Сорок лет перечитывания одного и того же произведения показали мне, какие глупцы те, кто утверждает, что препарирование и дотошный анализ текста убивают его магию.

Мы меняемся с годами, наш опыт, наше восприятие, а книга остается той же. Но раз мы другие, а книга та же то эффект можно рассматривать и наоборот - мы те же, а книга другая. Я всего пару раз осознанно что-то перечитывала (имеется ввиду не Гарри Поттер, того я десятки раз перечитывала, а что-то сложное, вроде русской классики или сложного фентези/фантастики), но эффект того стоил, надо развиваться в данном направлении.


P.S. Подборка книг, упомянутых в прогулках.
P.S.S. Попытки компьютера написать историю - выше всяких похвал. Очень смешно и есть над чем задуматься.