Больше рецензий

15 января 2017 г. 12:30

112

2.5 Обман и провокация!

Иногда я выбираю книгу к прочтению по названию. Очень уж зацепила меня эта игра слов - Neverwhere, да и имя Нила Геймана последнее время на слуху. Плюс ко всему прочему во мне проснулась страшная жажда чего-то фэнтезийного, и я даже приобрела книжку в бумаге (ох, грехи мои тяжкие). В общем, мотивации к прочтению было предостаточно, и что могло пойти не так?...

Начинается все со знакомства с главным героем - Ричардом, и уже примерно на этом месте я поняла, что прочитать книгу на одном дыхании не получится. Герой при том, что он в реалистичном мире, проживает крайне нереалистичную, фальшивую жизнь. Сразу становится очевидным, что работа ему не нравится, девушка ему импонирует только своей внешностью (а ведь у них "серьезные" отношения), настоящих друзей у него нет. И при этом на его лице сохраняется улыбочка человека, стремящегося всем угождать, т.к. сам он этой фальши не осознает. Нет, я могу понять таких людей, все очень просто объясняется особенностями воспитания, но ставить его такого в центр повествования... Здесь немой вопрос. И ладно, допустим, автор собирается своего героя в ходе этой истории сделать глубоким, как Марианская впадина, прописать его характер, мотивацию, ценности, однако знаете, что? Ничего подобного не происходит. Ричард вышел плоским, совершенно пустым персонажем. И я очень старалась поверить в то, что он действительно был нужен. Но у меня ничего не вышло.

Про второго основного персонажа - юную барышню по имени Дверь - я вообще не могу ничего сказать. Она воспринимается еще более никакущей, чем Ричард (это оказалось возможным).

Цепь повествования не затягивала, потому что поверить в нее было сложно из-за всех этих неожиданных и немотивированных решений, плоских характеров (причем как у положительных, так и у отрицательных персонажей). Вначале мне были интересны основные антагонисты - Круп и Вандемар, - но потом я поняла, что не верю и им, потому что они такие же шаблонные, как и остальные герои. Мир продуман очень кусочно, не создается впечатления целостности. Взять хотя бы развязку - черт возьми, ну как можно было не продумать развязку! Это как:
- Мы его изгнали.
- Куда?
- Мы не знаем.
- Он может вернуться?
- Мы не знаем.
- Какие вы молодцы!

Но! Есть все же то, за что я поставила книге нейтральную оценку. Во-первых, это идея. Идея потрясающая, идея, которую можно было развить в целый продуманный, восхитительный и (главное) незатасканный мир. Во-вторых, это Маркиз Карабас - он, со своей "серостью" в мире чисто хороших и чисто плохих, был для меня усладой (хотя и он не избежал фобии обоснованности, которая наблюдается у автора). В-третьих, это концовка. Мне она показалась очень логичной и понятной.

В общем, один неприятный вывод я для себя сделала. Множественные позитивные рецензии, высокая оценка на Лайвлибе и даже похвальный отзыв С.Кинга (который радостно светится на обложке) не дают никакой гарантии на хорошую литературу. Я расстроилась и ушла пить какао.

Комментарии


Персонаж по имени Дверь - это вообще за гранью добра и зла. После этого ощущаю полное моральное право самостоятельно поставить ударение в фамилии переводчика.