Больше рецензий

14 января 2017 г. 15:44

1K

3 Выхода нет. Правда?

Пьеро Дельи Антони
"Блок 11. Выхода нет"

I

Для людей, которые изучают историю, Блок 11 - это самое страшное здание, которое располагалось на территории концентрационного лагеря "Аушвиц - 1". Этакая тюрьма в тюрьме. Барак смерти. Кошмарное воплощение зла. Место, в котором пытали и мучали людей, расстреливали их, травили. Барак, выхода из которого уже не было. Там, если верить истории, в 1941 году было впервые произведено испытание по умерщвлению людей с помощью газа "Циклон - Б".

II

Чем руководствовался автор, когда давал название своей книге? Видимо тем, что читатель "поведётся" на громкость и известность. Да ещё и аннотация подогревает интерес к роману. Согласитесь, довольно-таки необычно и захватывающе звучит. Для художественной книги. Признаюсь честно, что я купился как сучка (было это давно), когда ознакомился с ней. Боже, как же я ошибся, как ошибся. Декорации, которые нельзя сбрасывать со счётов. "Освенцим", "Блок 11", десять заключенных, вынужденные среди своих братьев по несчастью выбрать одного человека, которого утром расстреляют по всем господствующим правилам лагеря. Один человек. Одно имя. Клочок бумаги. Разношёрстная компания. Немец-коммунист, немец-нацист, немец-гей, еврей-раввин, его жена, еврей-финансист, еврей "на все руки делец", украинец-капо, уголовник, бывший футболист... Десять человек, которых должны были расстрелять в отместку за удачный побег из лагеря одного человека. Но комендант лагеря только по одной ему известной причине решил развлечься. В конце войны, когда явно было не до развлечений. Но ему вот захотелось. Мне на протяжении всей книги хотелось, чтобы автор хотя бы попытался дать какую-нибудь аргументацию такого поступка Главного. А так, что в начале читатель не понимает его мотивов, что в конце. Да ещё эта глупая линия с игрой в шахматы со своим сыном, которую автор увязывает с происходящим между заключенными. В конце становится понятно, для чего автор её ввел, но... *поток нецензурных слов* Зачем!? Люди - это всего лишь фигуры на шахматной доске, пешки, пушечное мясо. Ничего подобного,-отвечает ему сын. К сожалению, желание увязать слишком многое в нашей жизни не увенчалось необходимым и таким желаемым результатом.

III

Судя по названию, всё действо должно развиваться в этом самом роковом Блоке под номером 11. Да и из логики эта мысль вытекает. Приговоренных помещают в камеры/карцеры в нём, а потом расстреливают во дворе. Ну или в самом помещении, если людей мало. И погода на улице не очень. Да и травить их как-то мелочно. В общем, самое подходящее для окончательного решения место. Но какого же было моё удивление, когда я прочитал, что их заперли в здании напротив. В прачечной!!! В прачечной, Карл!!! Вот тут мне всё стало понятно с этим "шедевром". "Прачечная. Выход есть" - это идеальное название для рецензируемой книги. Если до этого момента книга особых нареканий не вызывала, то после этого маразм стал крепчать! До этого были Аппельплац, бесконечная перекличка, мимолетное убийство просто потому что человек не понравился (хотя причину можете вставить сами) СС-цу, то с момента помещения узников в бло... ой, простите... прачечную, начался ужас. Логически бессвязный. И если диалогам более-менее веришь, то всему остальному нет.

IV

Тема, когда люди оказываются заключены в замкнутом пространстве, всегда была интересна сама по себе. А уж когда им предстоит выяснить, кто убийца или кого следует убить, так вообще... Всегда интересно, как поведут себя люди в тех или иных обстоятельствах, что будут говорить, как аргументировать свою точку зрения и прочее и прочее. Когда автор прописывает правдоподобные диалоги и мотивы, то перед ним мысленно снимаешь шляпу и благодаришь его за подаренную интригу. Здесь всё идёт по идеально спланированному сценарию. Сначала все друг друга облачают в том или ином, ищут причины, по которым им стоит выбрать того или иного. И здесь вроде бы всё ясно, без примесей. И многое даже вытекает из логики происходящего настоящего и незабытого прошлого. Но не покидает чувство, что тебя обманывают. Устойчиво горькое чувство неудовлетворения заставляет морщить нос и закатывать глаза. Ну да ладно. Потом они разбиваются на двойки и ищут понимания и утешения, изливают душу. Вот где откровенность не знает границ. Вот где усталость, чувство обреченности, желание поделиться сокровенным, облегчить совесть и ещё много чего выходят наружу. И это цепляет. Простые истории из жизни. Прошлой жизни. Такой далёкой и такой близкой. Незабытой. А далее... далее начинается форменная вакханалия. Прискорбно только то, что напрочь отсутствуют необходимые в такого рода книгах психологизм и напряжение. А это приговор. Неутешительный. Фатальный.

V

Первая мысль, когда я закрыл книгу, была: "Зачем она написана? Что автор ей хотел сказать?". Показать условия жизни (?) в лагере и её "ужасы" у него не получилось. Предупредить будущие поколения? Тоже нет. Очернить немцев и обелить евреев? Нет. Обелить немцев и очернить евреев. Угадайте ответ. Изобразить человека во всём его многообразии? Есть. Вот это автор наглядно и отчётливо показывает. За что можно осуждать и карать, что можно и нужно прощать, на что человек готов пойти, чтобы сохранить свою жизнь. Но какие же при этом невзрачные, прямолинейные и шаблонные герои! О майн гот! А может они и должны быть такими? Если учитывать место их пребывания. Место, где стираются все краски. Место, где остаётся только чёрное и серое. На мой взгляд, книга совершенно пустая и беспощадно бессмысленная. До ужаса. С глупым, неправдоподобным, невразумительным, скомканным концом. Конец - это вообще полный эпик фейл! Сбежать из "Аушвиц - 1" в отделение "Мексика" (пусть даже в книге только строящееся), которое находится в нескольких километрах на территории "Аушвиц - 2. Биркенау", чтобы бежать в Венгрию и спасти миллионы венгерских евреев. Ну-ну. Это гениально, вот это поворот! Слащавый хеппи-энд вполне способен убить веру в человечество, убить веру в то, что журналист может стать хорошим писателем. Как бы парадоксально это не звучало. Безобразно подобранный набор штампов, о которых всем известно. Ни ужасов (ну ладно, чуть-чуть), ни атмосферы, ни сочувствия. Книга не проработана, факты трактуются как угодно, плодятся неточности и временные нестыковки. Зато динамичная. Хоть что-то упрощает чтение. И, в конце концов, остаётся только недоумение. Нет даже желания пожать плечами. Просто сплюнуть на пол и сказать своему черепашонку, которого зовут Фердинанд: "Это развод, сплошной развод, дружок. Жалко, мой друг, жалко, что пишутся такие вот книги. Хорошо, что читателей у них совсем немного. Это радует, мой милый дружочек. Давай просто забудем эту книгу. Давай просто помнить тех людей...".

Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.

картинка Rudolf

Комментарии


Спасибо за подробную рецензию.
Попробую рискнуть и ознакомиться с книгой :-)


Всегда пожалуйста!
Отговаривать не буду, но посоветую крепко так подумать: стоит ли?. Поле прочтения может остаться чувство зря потраченного времени. Про концлагеря есть масса других более достойных книг. Но каждому своё. Буду рад почитать отзыв, если таковой будет иметь место быть, и сравнить впечатления. ))


Рискнуть всегда можно. Вдобавок чувство потраченного в пустую времени не в первый раз). Та же опера с "Двумя братьями" Элтона, которых пытаюсь дочитать) Поэтому почти готов к повторению такого расклада))


Это да. А есть стремление свести это самое чувство к минимуму? А что в "Братьях" не нравится? Зачем же себя лишний раз специально насиловать?


Стремление всегда есть. Нет предела совершенству )))
Еле осилил "Двух братьев". Неправдоподобно всё как то там. Да и люблю такие книги из-за историчности, а там по ходу просто сценарий какой то получился, а не книга.
Но Блок 11 в любом случае прочитаю :-) Правда немного отвлекусь в виде пары других книг. Чтоб с силами собраться)


... слишком вычурно и кричаще. А это не есть хорошо. ((
Ну хорошо. ))) Может быть, понравится больше, чем мне.


Книгу читать точно не буду, а рецензия - супер! Впрочем, как и всегда)


Спасибо за добрые и похвальные слова. Приятно! Очень. )) И думаю, что правильно. )) Есть более сильные вещи в психологическом жанре, где люди оказываются в замкнутом пространстве. Ну и про концлагеря написано достаточно очевидцами.


Безусловно, плюс в последнее время (а может и не только в последнее) появилось очень много писателей, спекулирующих на этой теме: война, Холокост и тэ дэ. Типа беспроигрышный вариант для бестселлера. С одной стороны, своего рода шантаж по отношению к читателям, мало кто скажет, что книга про гибель евреев во время Второй мировой - плохая. С другой стороны, неуважение к пострадавшим. Печально видеть такое.


Не только, но в последнее время их количество стало просто зашкаливать. С течением времени все проще спекулировать на этой теме. Очевидцы умирают и знатоки плодятся грибы после дождя. Каждый хочет высказаться, вспомнить историю семьи, страны, народа... Фу!
Очень! И больно и обидно за тех людей, на чьей крови эти писаки делают себе известность и деньги. Толерантность головного мозга и чрезмерное запудриванием мозгов зашкаливает.


Интересная рецензия... и да, сочувствую.)))
Дальше названия книги, автора не хватило, да?))


Спасибо! Благодарю за сочувствие и понимание. Давай всплакнём вместе? )))
Почти. Были неплохие вступительные страницы и некоторые фрагменты, разбросанные по книге. Но в целом не хватило. )) Слишком пресно и неправдоподобно. ((


Пожалуйста!))) Вспомнилось "Давайте выпьем Наташа, сухого вина.")))
Вот что я не люблю в книгах так это неправдоподобность, особенно, когда это касается психологических портретов, так то я многое могу допустить, но когда вот то что выше написала, прям... хочется рвать и метать. Понимаю тебя, хоть и у тебя судя по всему неправдоподобность несколько другого свойства.)


А почему и нет, Наташа!? )) Державин истину глаголит. ))
И я это терпеть не могу! Так что здесь взаимно! Раздражает сильно. Фу, фу...
Да, другого. И это я тоже нелегко переживаю в книгах. Да и в фильмах.


Наливай.)))
Хорошо еще, когда книга электронная или прослушиваю, можно бросить, но когда в бумаге, приходится мучиться... бррр
В книгах у меня прицел немного на другое, редко, когда срабатывает именно на это... а вот в фильмах, в последнее время стала замечать, что не всё хаваю, понимаю.)))


Только... рюмка водки на столе... ))))
картинка Rudolf

Почему? Что тебе мешать бросить читать бумажный вариант? Хотя могу догадаться. ))


И огурчик с лучком.))) Еще не пробовала такое сочетание.))) лук с соленым огурцом.))
Я же её купила... эх...))


И хлебушек, который можно занюхать. Лук со свежим огурчиком не идёт ни в какое сравнение! ))
Продай, отдай, подари...


Со свежим, да, тут солёный.))
Одну, уже подарила, но сначала, домучила.)) Не кому продавать, читающих мало, а те кто читают, не покупают книги(


Ну и ладно. Притворимся гастрономическими гурманами. ))
Ах ты какая! )) Интернет, газеты тебе в помощь. Всегда можно постараться найти библиофилов, которые хоть и за небольшую цену, но все же купят. Засранцы. )))


Притворимся.))
Да, говорят - вреднючка.))) Шепотом, я еще и жадина - не люблю раздаривать, да даже продавать свои книги.))) Ой, не говори.))