Больше рецензий
31 декабря 2016 г. 12:46
1K
3
РецензияПредыстория
Когда я 4 и 2 года назад соответственно знакомился с известными романами Хемингуэя "Прощай, оружие!" и "По ком звонит колокол", я делал это безсистемно: не интересуясь биографией автора и подоплёкой написания, брал произведение и ждал что оно мне даст. В итоге остался разочарованным и отложил Хемингуэя, так сказать, до выяснения дальнейших обстоятельств.
И вот 2 года спустя я взялся за творчество нобелевского лауреата и классика американской литературы со всем основанием, а именно: с помощью удачно подвернувшейся книги решил читать Хемингуэя по хронологии, с детальным изучением всей окололитературы. И, забегая вперёд - в ненаписанные пока рецензии - отмечу, что такой способ изменил мой взгляд на писателя, помог принять его "телеграфный стиль" и лучше разобраться в тематике написанного.
В частности, уже первая читка сумела осуществить всё вышеописанное. Начинать нужно было со сборника "В наше время", ибо это первое крупное произведение, выпущенное под фамилией автора. В нём 15 коротких рассказов. Особенность сборника состоит в том, что в "прослойке" между рассказами помещены 0,5 - 1 страничные виньетки: зарисовки, этюды, кровавые сцены на тему войны и корриды. И хотя каждый рассказ назван отдельной главой (что подразумевает единство), и рассказы, и виньетки представлены в весьма хаотичном порядке: например, безобидному рассказу о недосказонности между мужчиной и женщиной ("Кошка под дождём") предшествует описание жестокого убийста лошади на корриде, и т.д. И всё же единство у всех составляющих частей сборника есть, и не потому, что в нескольких рассказах фигурирует один и тот же персонаж - alter ego писателя Ник Адамс, а скорее потому, что весь этот сумбурный вихрь при ближайшем рассмотрении возможно разбить на несколько общих тем. Войну (а) и корриду (б) (тождественных своей бессмысленностью и жестокостью) мы уже назвали, добавим проблемы в браке (в), мужскую солидарность (г) и единение с природой (д).
а) "Дома". Рассказ-предвосхититель "потерянного поколения", в котором вернувшийся с фронта МЧ не может найти себе места в жизни.
"Революционер".
б) "Мой старик". Рассказ сына об отце-жокее, погибшем во время заезда. Скачки тут приравниваются к корриде как к тестостеронной мужской спортивной "страсти".
в) В рассказе "Что-то кончилось" Ник Адамс вдруг порывает со своей возлюбленной, в рассказе "Доктор и его жена" (совпадение с именами героев "Слепоты" Сарамаго) препираются супруги, о рассказе "Кошка под дождём" сказано выше, "Очень короткий рассказ" - рассказ о неверном решении расстаться, а заглавные герои в "Мистере и миссис Эллиот" не могут заиметь ребёнка - лейтмотивом у Хемингуэя проходит мысль о том, что любые отношения обречены на провал, должны закончиться.
"Не в сезон".
г) "Трёхдневная непогода", "Кросс по снегу", "Чемпион". Мужчины сидят в тепле (в горной хижине или у костра) и, обмениваясь незначительными репликами, пьют. В сущности, никакой идеологией это не обременено - просто приятно найти убежище от бытовых неурядиц в компании таких же как ты.
д) Если не везёт в любви, и не находишь успокоения в мужской дружбе, Хемингуэй предлагает уйти от реальности следующим образом: 1) найди любимое дело, занятие, от которого никогда не получаешь вреда, будь то досуг, будь то работа; 2) осуществи возврат к "простым удовольствиям" - не взыщи к чему-то сложному и комплексному, а делай приятные мелочи: ешь, пей, спи, дыши воздухом.
Оба выхода у Эрнеста=Ника Адамса сливаются в рыбалку. И простые удовольствия, и рыбалка будут также акцентированы у Хемингуэя в следующем большом произведении - "Фиеста". А в рассказах "На Биг-Ривер" и "На Биг-Ривер II" герой в одиночку едет на природу, ловит форель, ночует в палатке, и от чтения такого простого натурализма получаешь большое удовольствие, чувствуя умиротворение наравне с персонажем. Предстояние пред лицом стихии - мотив, дошедший у писателя до самых поздних работ ("Старик и море").
Удивительная деталь: в первом рассказе этого первого сборника Хемингуэя "Индейский посёлок" муж рожающей индианки кончает с собой. И в последнем "художественном акте" Хемингуэя тоже происходит самоубийство - самого писателя. Предвидел ли, предсказал? Пока мы читаем Хемингуэя, он жив. Например, в вышедшей год спустя "Фиесте" он живее всех живых, жизнь там бьёт ключом. Но об этом в нашей следующей рецензии.