Больше рецензий

Farsalia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 декабря 2016 г. 10:51

3K

4

Труд Мэри Бирд "SPQR. История Древнего Рима" является очередной попыткой изложить озвученную тему в научно-популярной форме, для широкого круга читателей. Однако, по моему мнению, книга не оправдывает своего претенциозного названия.
Начать следует с того, что рассказ Бирд ограничен временными рамками от 63 г. до н.э. до 212 г. н.э. То есть это скорее история рождения и расцвета Римской Империи, а не история Древнего Рима, как заявлено на обложке. Можно подискутировать на эту тему, но мне кажется, что в любом случае надо быть скромнее, если собираешься рассказать лишь о чуть меньше, чем трехстах годах из всего долгого существования государства.
Не особо мне понравилось и то, как автор лихо развешивает ярлыки и клеймит исторических персонажей различными эпитетами, не являющими фактами. Уже на первых страницах нас встречает "озлобленный обанкротившийся аристократ" Катилина, прекрасный человечище и "спаситель отечества" Цицерон, "плутократ" Красс. Персоны эти упоминаются в связи с "коварным" и "кровавым" заговором, вопиющим образом попирающем прекрасные идеалы Цицерона. То есть Вы видите, да, кому надо сочувствовать и кого осуждать? Мне кажется, сами античные авторы не были настолько прямолинейны в формировании читательского мнения. Человек, в первый раз узнающий эту историю от Мэри Бирд, будет считать одних вселенским злом, а других святыми - а ведь речь идет о политике и банальной борьбе за власть. Я не устаю осуждать авторов-историков за такие вот эпитеты, будто они во-первых, лично знали исторических персонажей и смогли залезть к ним в голову (хотя у некоторых, похоже, складывается такое ощущение - это не так), а во-вторых, имеют право давать настолько категоричные личные оценки. Историк излагает "как было дело". Разумеется, личные симпатии никуда не деть и они всегда будут просвечивать сквозь повествование, однако же обычно читателю излагаются более-менее известные факты и предоставляется право самостоятельно сделать вывод (даже если автор подводит к некой определенной точке зрения и защищает ее, читатель всё же не лишается права сделать собственный анализ ситуации). "Озлобленный", "коварный", "плутократ" - это, по моему мнению, перебор.
Если фильтровать такие ярлыки, которые автор раздает налево и направо, то в общем-то книга вполне приятная. Автор явно любит свою тему и относится к ней почти с фанатизмом, поэтому можно узнать много интересных и не самых растиражированных фактиков. К тому же, книга довольно свежая и сообщения о новинках на поле археологических находок еще не потеряли новизны.
Однако, не рекомендовала бы книгу в качестве первого знакомства с Римом, для новичков в ней слишком много подводных камней.

P.S. Разумеется, поскольку автор из Великобритании, то читателя ждут упоминания в любом мало-мальски подходящем месте Британии как великой страны, которая отстояла свою независимость и которую не смогли покорить римляне. К этому же остается только привыкнуть и пропускать мимо ушей.

Комментарии


Ярлыки не годятся даже для науч-попа.


Вот и я так думаю. Однако, на Озоне в отзывах это оправдывают, мол, автор имеет право на мнение и не претендует на истину в последней инстанции. И всё же...


Автор может и имеет право, но читатель имеет право не покупать книги, позиции автора которых, он не разделяет


Не покупать - это было бы слишком просто. =) Я думаю, тут скорее вопрос культуры автора, ибо научный жанр всё же предполагает стремление к объективности. Когда автор кого-то нарекает по умолчанию "таким-то" - это не оставляет места для других мнений и не раскрывает личности.
Дело даже не в том, разделяет читатель или нет мнение автора. Просто никому не нравится, когда решают за него.


Соглашусь с вами это вопрос культуры и образованности автора. Я в этом году прочитал ряд книг, где авторы показывали весь спектр взглядов на ту или иную проблему, хотя это безусловно утяжеляло книгу


А что поделать, много фактов всегда тяжело. По моему мнению, если не хочется утяжелять, то лучше вовсе промолчать. Зачем писать "озлобленный обанкротившийся аристократ Катилина", если можно просто написать "Катилина", или хотя бы "имевший много долгов" (как юрист не могу не прицепиться к тому, что иметь долги и быть банкротом - разные вещи) - это более объективно. Озлобленный просто лишне, имхо. И так же в других случаях, эпитеты, призванные вроде бы просветить читателя, но на деле только излишне настойчиво вкладывающие некое субъективное отношение. Лучше вовсе без них, чем так...


Как бухгалтер понимаю разницу между "имевший долги" и "банкротом":).
На мой взгляд, такие эпитеты используют для преукрашения "излишне сухой истории".


А! Так вот оно что оказывается. А я всё голову ломаю: "Зачем?" =)
Это многое объясняет.


Спасибо за отзыв. Полистав книгу, отложила её в сторону, показалась уж слишком тенденциозной

Слишком тенденциозной я бы ее не назвала всё же, но автор явно "с фанатизмом" ко всему относится. Будто не об истории речь, а за столом о политике спорим - почему-то такое сравнение напрашивается. =)
Словом, какие-то неуместные эмоции просвечиваются.


"Однако, не рекомендовала бы книгу в качестве первого знакомства с Римом, для новичков в ней слишком много подводных камней." - пожалуйста, посоветуйте книгу, годную для первого знакомства с Римом)


Если речь идет о знакомстве с эпохой, повседневной жизнью и в целом хочется посмотреть "что такое древний Рим", то я бы рекомендовала Один день в Древнем Риме Альберто Анджелы или Один день в Древнем Риме Уильяма Дэвиса.
Если же интересуют описания событий и великих свершений, то я пока не нашла свою идеальную научно-популярную книгу. Тит Ливий и Плутарх остаются лидерами в списке =)
Из научно-популярной литературы, пожалуй, рекомендую Андриана Голдсуорси (в частности понравилась Юлий Цезарь и Во имя Рима ), но у него книги по отдельным темам, а не одна про всё сразу.


У меня валяется на английском книга (вроде) этого автора про Помпеи. Всё собиралась её прочитать... Хорошо что не стала! Не люблю предвзятых историков, даже когда я разделяю мнение автора, а уж когда нет... Из предвзятого мне сейчас хватает речей Цицерона, которые я читаю по абзацу в день: прочитаю - и корчусь от злости :)
Честно говоря, сомнительный какой-то историк, который даёт такие характеристики известным персонажам. Ну ладно, "тёмная лошадка" Красс, ладно Катилина, который на меня лично произвёл впечатление борца за справедливость, но Цицерон... Древние и те понимали, что он был трусливый, слабый невротик (про невротика так у каждого древнего автора, ага :), которому просто башню снесло от своего "подвига" и который весь Рим достал хвастовством. Что-то я не читывала историков, которые бы опровергали эту характеристику и рисовали его героем-идеалистом. Или дело в "буржуазной науке"? Я-то всё больше наших, сермяжных, люблю :)

пс Читаю сейчас твою ленту. И где ты только берёшь такие интересные книги?! Эх, надо мне взять себя за яйца и тоже начать отзывы писать...


У меня возникло такое впечатление, что она уже не столько ученый, сколько ярый энтузиаст. Она ведь еще делает программы для телека всякие про античный Рим. Вот и получается, что эта стилистика заходит, как-будто соседка тебе рассказывает сплетни. И не то, чтобы врет, но формирует определенное отношение к ситуации, и какое-то ощущение осталось лихорадочности что ли. У автора такой стиль изложения, что сразу представляется будто она тебе рассказывает это всё впопыхах, захлебываясь словами. Не могу объяснить внятно, в общем, фанатизм какой-то ощущается.
Однако, зато там есть свеженькие данные и информация о находках. Книга недавняя, ну и автор не проходит мимо, явно она на волне и в курсе того, что происходит на археологическом поприще.


Слушай, вопрос не в тему ,но может ты знаешь. У нас тут возникла тема общественных туалетов в Древнем Риме и не могу никак найти данных - было ли какое-то деление общественных туалетов на мужские и женские? Только для мужиков туалеты предусмотрены? Я вообще не нашла упоминаний, что женщины их посещали...


О, и правда интересно! Посмотрела по интернетам, поняла, что точного ответа пока нет. На английском есть аж целая книга на тему римских туалетов и иже с ними: The Archaeology of Sanitation in Roman Italy (на гугльбукс есть и в либгене скачать можно). Там так и написано:

"Another knotty question frequently asked about latrines is whether men and women used them simultaneously. We might also ask if women used them at all. The best response is probably not to seek a definitive answer, but to accept the fact that in all likelihood mixed latrine use varied from region to region or even from establishment to establishment, and certainly from country to city.
Personal choice must have played a role, and there were both prudes and perverts afoot in Roman life. Chances are that if women entered a latrine on occasion, they were women of the lowest social order, enjoying the use of a public facility, a privilege that was rarely otherwise afforded them by the Roman city administration."

То есть "а фиг знает, когда как". Интересная, кстати, книжка. Надо будет почитать.
А вот на этом попсовом сайте итальянцы пишут примерно то же, мол, мнения есть разные. Кто-то считает, что (исходя из здравого смысла) туалеты были раздельные, а кто-то, что раздельные - только у богатых. (В переводчик засовывать со слов "sulla suddivisione della sessualità i pareri sono discordi" :).


Вооо, спасибо. Инфец полезный.
Я владею испанским, поэтому общий смысл мне примерно понятен)) спасибо)
В целом, я примерно уже так и думала, что никто ничего не знает. Прост мало ли, поскольку ты шаришь в теме римлян, может мелькало что-то такое, больше и спросить не у кого. =)


Ну, ты мне льстишь! *краснеет* Не так уж я и разбираюсь. Просто ответы на чужие вопросы всегда искать интересней, чем на свои :) Меня вот давно интересует чем римляне мыли голову. Где-то в источниках встречался туманный намёк на щёлок. Но для себя-то искать лень, жду, чтоб инфа свалилась сама :)

В книжечке "Первые леди Рима" было несколько рецептов зубной пасты "от первых леди". Про мытье головы не припоминаю, но чекну специально, может, тоже сказано что-то...