Больше рецензий

Net-tochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 декабря 2016 г. 14:50

621

3.5

Все достоинство этой книги, на мой взгляд, состоит в том, что она показывает в какой-то степени оборотную сторону закрытых институтов для девочек: убожество воспитания, которое отнюдь не способствует развитию девочек в нормальных людей. После того, что мы видим в книге Л.Чарской, становится понятно, почему все дамочки молоденькие после подобных заведений были такие плаксивые, такие оторванные от реальности и так великолепно умели врать и притворяться. Ложь, жеманство и изворотливость ради запрещенных удовольствий (по сути своей невинных, как покупка лакомства) – это единственное, чему в таких пансионатах учили великолепно; учили не на уроках, а всей той системой воспитания, которая была в основе заведения.
И отсюда же, из этой дурацкой системы воспитания и каких-то странных ценностей, берет начало, видимо, невероятная экзальтированность барышень, которые не то, чтобы умеют чувствовать, а скорее играют в чувства, потом что их души искалечены, изуродованы многолетними охами-взхдохами и «великими» и «ужасными» подвигами ради взгляда старшей девочки, ее улыбки, ее скупой похвалы… А все эти «уси-пуси», «душечка» и т.п.? Читать было противно. А девчонки так жили… А жесточайшая система наказании, приводившая прямо к нервным расстройства, болезням? Ведь это же не шутка – за други своя постоять без передника и лишиться шнурочка в волосах! Лучше бы вышивали день-деньской, честное слово или для приютов вязание, шитьё какое-нибудь осваивали бы. Цветы бы растили, за пичушкой какой, черепашкой, кроликом ухаживали бы – вот бы и повод нормальный был для эмоций, для нежного ранимого детского сердечка, оторванного от дома, но тянущегося все равно к любви и теплу, жаждущего ласки (тьфу ты, дочитала слезливых книжек для девочек).
И ведь при всей этой нежности, чуткости и т.п. как-то мало было слов про маму, по которой в такой долгой разлуке уже выть бы надо (в буквальном смысле), по сумасшедшим поступкам ради подруги (как то: пробраться ночью к ней в палату и скрасить горькие минуты) – зато полно было перемен «близких» и «лучших» подружек (это и есть то, что Чарская лучше всего запомнила, коль уж так подробно описывает?).

Поразило отношение воспитателей к тому, что девочка с Кавказа, на глазах увядающая без солнца в неблагоприятном климате, была лишена шансов на спасение – разве не разумно было отписаться вовремя ее отцу, чтобы он забрал княжну на Родину, где горный воздух вылечил бы ее? Нет, нужно было ждать, пока она умрет… И все воспринимали это как должное, судя по книге…

Глупости какие-то описываются очень и очень подробно, с ненужными повторениями, как будто это и есть то, что нужно понять читателю, но многое действительно важное опускается или упоминается вскользь… Создалось ощущение, что это не намеренно детский слог и детская непосредственность, а не очень блестящий ум автора и (чего уж тут) отсутствие литературных способностей... Столько ведь есть книг о детстве, написанных разными писателями – и зачитываешься ими! А что отсюда можно вынести, кроме того, что девочки безумно обожали царскую семью да влюблялись безоглядно в старшеклассниц какой-то чуть не мистической любовью, обожествляя их? И понимает вроде Лидия, бывшая пансионата, что могла бы людям поведать что-то, да только не очень удачно у нее это вышло…
Глупая книжка, которая ничего не может дать ребенку, кроме как научить обманывать и вздорно дружить (то есть плести интриги). Если бы у меня была дочка – не дала бы читать эту книгу.

Кстати, по курсу детской литературе мы эту книгу НЕ ЧИТАЛИ. И правильно, наверное…

Игра в классики
Школьная вселенная

Комментарии


Простите, какие пичушки-вышивка для приютов? Конечным итогом обучения благонравной парфетки должны быть воспитание будущей фрейлины двора либо будущей дворянской жены - всей такой комильфо - ей же ещё на светские тусовки выходить. Если учесть, что от места в тусовке очень часто зависела карьера мужа, смысл муштры понятен.


Пичужки - для души, вышивка - для красоты (вроде это было нужно уметь), а для приютов - рубашку какую-нибудь шили бы простенькую... Знатным дамам не зазорно было таким образом помогать людям, и время бы с пользой проводили. А из этого пансиона навряд ли многих взяли бы фрейлиной ко двору, да и замуж еще не известно как выйдут - может, чинить придется деткам своим рубашонки... И не муштра была, а именно тупое развращение умов детских (по крайней мере, у меня такое впечатление сложилось от этой книги). И стыд за стояние без фартука едва ли чем-то будет полезен в будущем для карьеры мужа, я думаю. Вообще всех, кого взяли в приют "из милости", так сказать, не кандидатки для светских раутов, а у остальных для карьеры мужа есть хорошие связи.


Выйдут - как выдадут.)) Как правило, старались выдавать за тех, кто имеет прислугу, которая и будет для приютов шить. В противном случае - какой смысл выдавать? Но чтобы нашёлся жених, девушка должна быть очень и очень комильфо. По крайней мере если жених не найдётся, можно было поступить в тот же институт на работу какой-нибудь синявкой, что денежней, нежели работа швеи, мойщицы или уборщицы.
А фартуки и их отсутствие - это всего лишь вид наказания для уклоняющихся от общего знаменателя. К чему, собственно, такие пансионы и должны были приводить.


Тем, кто из милости в таких институтах жил, не очень-то светит выйти замуж так, чтобы совсем ничего не нужно было уметь делать - приданого не хватит. Но это совсем не означает, что они будут работать швеей, мойщицей и уборщицей. Очень многим приходилось самим латать белье своих детишек, самим платья ушивать/перешивать, чтобы как-то скрыть бедность, от которой дворянство не защищало. А если где-то в деревне придется жить, то какая прислуга там шить будет - девка дворовая, взятая из деревни?


Те, кто из милости, могут остаться в пансионе на должности синявок-надзирательниц. В этом случае прислуга а какое-никакое. но платье им будет обеспечено. А идти в деревню за мужика -это же фу.))) Чему вы предлагаете учить дворянок?)) Где вообще ваша честь и аристократизм?))


Всем места на должность синявок не хватит. Впрочем, если уже повезло попасть в такое заведение, может, и с замужеством повезет, и зря я за них переживаю (в основном-то там, действительно, готовят не для домашнего хозяйства) :))))

Чему вы предлагаете учить дворянок?))

Может, тогда рисовать/петь/танцевать побольше? :)))

Где вообще ваша честь и аристократизм?))

меня в начальной школе пытались научить примитивным основам рукоделия, и, видимо, с каждым случайно удавшимся стежком аристократизм убывал понемногу:)))


Не в синявки. так в гувернантки.)) Главно -манеры привить соответствующие. И аристократизьм.))

Может, тогда рисовать/петь/танцевать побольше? :)))

Вы что, хотите. чтобы воспитанница потом подалась в актрисульки?)) Ведь это почти что падшие женщины))))


Тяжко с аристократизьмом-то в гувернантках )))

чтобы воспитанница потом подалась в актрисульки?))

Не-не-не! Ни в коем случае! Развитие подобных талантов нужно исключительно для внутрисемейного использования: например, слух богатого муженька вечером усладить исполнением его любимого романса, или кому-нибудь презентовать собственные акварели. Впрочем, и театр домашний ради развлечения устроить не дурно - некоторые, если верить литературе и документам, это практиковали, не опускаясь до презренного звания актрисы))))))))


А чё делать? Зато свой аристократизм передашь -для чего, собственно. эта должность и существует.)) А чтобы мужа услаждать, надо, чтобы муж был. Для этого манеры, манеры и ещё раз манеры, перефразируя Ильича.))


))) Получается, как ни крути, важны одни манеры и удачно выйти замуж. Начинаю думать, что это не просто нормальное учебное заведение для девочек, а даже и необходимое! :)
Вообще, если задуматься, для кого-то это и правда был счастливый билет - выучат тому, чему нужно, знакомства какие-то завяжутся... Просто меня очень уж задела ситуация с княжной, которую, может быть, можно было спасти... Ну, хотя бы попытаться...


Такие заведения существовали в определённое время и рассчитывались на определённую среду, которая в свою очередь ждала определённого результата. Фишка в том, как их описывать. Лидия Чарская, например, романтизирует. Александра Бруштейн -откровенно опускает. Кстати, можете спасти её "Голубое розовое".)


Во многом согласна. Для сравнения почитай "Институтки" Лухмановой. То же самое, но несколько по-другому описано. Мне гораздо больше понравилось.


Спасибо, возьму на заметку.