Больше рецензий

22 декабря 2016 г. 10:47

398

The New York Times Style Magazine, 22 августа2014

Из статьи Эмили Гульд «Кто такая Елена Ферранте? О дружбе»

В юности у всех нас есть лучшая подруга, которой можно доверить любой секрет. Но вырастая, мы расстаемся с ней – и с той частичкой самих себя, которую она воплощала. О том, что чувствуют тот, кто бросает друга, и тот, кого бросает друг, редко говорят в литературе. Неаполитанский цикл Елены Ферранте заполняет эту лакуну – ошеломляя читателя. Никогда раньше в книге мне не попадалось столь правдивого отображения очень жизненной женской дружбы длиною в жизнь.
Дружба Лену и Лилы начинается в детстве. Лену – отличница, делающая успехи чтобы угодить учителям и родителям, а Лила – прирожденный исследователь, она равнодушна к похвалам и просто любит учиться. И для хорошей девочки Лену образцом становится именно дикая Лила, одновременно поражающая всех вокруг своим умом и отталкивающая своим злобным характером и безразличием к мнению окружающих.
Интрига романов Ферранте держится на хрупком, постоянно меняющемся равновесии между двумя подругами, их столь непохожими талантами и жизненными достижениями. «Животный магнетизм» Лилы привлекает к ней всеобщее внимание, в то время как застенчивость Лену уберегает ее от раннего брака и позволяет вырваться из своей среды и поступить в университет. На свадьбе Лилы Лену осознает свое одиночество, понимая, что и люди, и ритуалы - все здесь для нее чужое. Однако с подругой детства так легко не расстанешься. Во второй книге цикла Лену, рассердившись на Лилу за то, что та увела у нее кавалера, уничтожает записи, которые Лилу ей доверила – жестокость, на которую способен только друг.
Книг, раскрывающих внутренний механизм женской дружбы, не так уж много. Они повествуют об отравляющей ревности, гремучей смеси из восхищения и отвращения и несокрушимой любви, которые могут испытывать друг к другу женщины. Но лишь Ферранте препарирует эту нелегкую тему десятилетиями и с такой тщательностью. Дружба похожа на любовь сильнее, чем мы позволяем себе думать, и Ферранте чувствует ее ритм – ее приливы и отливы и то, как размолвка с подругой может ранить сильнее, чем расставание с любимым.
Мы видим, как ставшая писательницей Лену печатает на компьютере тот самый текст, который мы читаем, и вспоминает о своем последнем разговоре с Лилой – перед тем, как та таинственно исчезла. Лила предостерегла подругу никогда не писать о ней, и Лену пообещала не делать этого. Лила сказала, что если Лену нарушит свое слово, она взломает ее компьютер и уничтожит текст. Лену ответила, что может себя защитить. «Не от меня» - сказала Лила.
Один из самых мучительных моментов в истории Лену и Лилы наступает, когда к Лену приходит литературная слава – критические отзывы и сплетни. Лену становится символом «потерянного поколения» и позором своей семьи… но вскоре начинает волноваться уже не о себе, а том, как все это повлияет на уже пошатнувшуюся дружбу с Лилой. Лену уже подозревает, что украла идею своего романа из сказки, которую Лила написала в детстве. И я тоже начала беспокоиться о том, что ответит Лила – не на роман, написанный Лену, но на книгу, которую я держала в руках.
Кто такая Елена Ферранте? Я представляю ее как человека, которому знакомо искушение писать о самом личном, и который сделал все, чтобы защитить своих близких от самого себя – даже лишившись при этом всех преимуществ, которые могла ему принести известность. Возможно, это было разумное решение, но из книг Ферранте ясно видно –по крайней мере мне – что целиком и полностью сделанный автором выбор никого не защитил. И может быть, защитить вообще никого нельзя.