Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 декабря 2016 г. 22:38

514

4 Личный дневник, Индия, карма

«Карма» Кэти Остлер — первое, прочитанное мной произведение, которое печатается в репринтной серии «4я улица» издательства «Розовый жираф». Насколько я понимаю, серия задумывалась как подростковая и даже отчасти взрослая — здесь всё на грани, герои-подростки данных книг ведут себя как взрослые, им приходится делать тяжелый выбор, видеть страшные зверства и оставаться в одиночестве в сложной ситуации.

«Карма» - это текст, состоящий из дневниковых записей, оттого несмотря на 450-страничное повествование, читается легко и быстро, всего за пару часов. Каждая запись начинается с новой страницы. Бумагу здесь не экономят, оттого оформление очень приятное и все эти отдельные абзацы, шрифты, отступы, курсив, скобочки и выравнивание по левому краю / по центру / по правому краю, - всё это многообразие используется лишь на благо, и художественный текст обрастает новыми стилистическими смыслами и синтаксическими приемами. Шикарно изображены индийские улицы, с толпой народа, попрошайками и мальчиками, наливающему в глиняную чашку мутную бурду чая и постоянно сующими их в твои, ошалелого туриста, руки. Диалоги читаются, словно песня: речь одного отцентрована с левой стороны, речь другого — с правой. И вообще всё это становится похоже на какой-то священный индийский текст, на письмена, которые требуют тщательного изучения и расшифровки — слова говорящих иногда сливаются, входят друг в друга, шумят и гомонят, не слушают, орут, перебивают и действуют одновременно. То, что происходит так часто в жизни, но что текст изобразить не в силе — одновременное говорение/взаимодействие. У Кэти Остлер это отчасти получилось, браво.

Но о чем этот текст? Я так увлеклась описанием того, как это сделано, что позабыла рассказать вам историю. 15-летняя девочка Джива (так назвал ее отец-сикх) имеет и потайное имя — Майя (так зовет ее мама-индусска). История ее родителей, Амара и Лилы, подобна истории Ромео и Джульетты: и сикхи, и индусы против смешанных браков, ведь у каждого своя религия, противоречащая другой. Амар и Лила влюбляются друг в друга, женятся и сбегают от своих семей и отправляются из Индии в Канаду, где не приживаются — все косятся на их странные одежды и темно-оливковый цвет кожи. Их дочь, урожденная канадка, Джива-Майя тоже чувствует себя чужой, ведь в округе нет больше ни одной девочки, которая носит сари, кольцо в носу, а ее волосы длинны, черны и напомажены.

И однажды умирает Лила. При весьма странных обстоятельствах, очень трагично, настолько, что и Амару, и Дживе-Майе есть за что себя винить. И вот они вместе с Лилой в виде праха, запечатанного в урну, отправляются на родину, в Индию, в Дели, чтобы развеять прах на священной реке Ганг. По случайному стечению обстоятельств они оказываются на родине именно в тот момент, когда телохранители, оказавшиеся сикхами, убивают премьер-министра Индии, Индиру Ганди. 31 октября 1984 года. В ответ на эти события началась кровавая резня — индусы начали избивать сикхов на улицах города, они поджигали здания, устраивали погромы, только чтобы выловить длинноволосых мужчин в тюрбанах и принести им страшную смерть, отрезая конечности и рубя головы, а девочек и женщин ждало сексуальное насилие и затем также смерть.

Отец-сикх со своей дочерью, в которой тоже течет половина сикхской крови, в панике и суматохе теряют друг друга в это страшное время в страшном городе. И затем начинаются странствия Майи, которая, чтобы избежать участи изнасилованных девочек, отрезает волосы, переодевается в джинсы и майку и превращается в Дживу (это и мужское имя тоже).

В своих странствиях она доедет до Джодхпура, а после окажется в пустыне близ Джайсалмера, почти что на границе с Пакистаном. И там она теряет дар речи, но одновременно встречает свою любовь, мальчишку из самой низшей индийской касты, сына пастуха, кочевника, Сандипа, который тоже не знает своего настоящего имени и того, кем хочет стать. Он некрасив не складен и умеет лишь рассказывать удивительные истории, зарабатывая на хлеб гидом.

Книга очень насыщена страшным, людьми, готовыми убивать за свой народ, которые не думают ни о чем, кроме мести, слухами и наговорами, когда не такая, как все девочка, становится благодаря сплетням индийских женщин, ведьмой и ее готовы побить камнями, насыщена нищетой, бедностью, поборами, голодающими детьми, которые воруют или попрошайничают, которые никогда не получат ни должного образования (отучился 6 классов — хватит с тебя, все равно принадлежишь к шудрам), ни уважения, ни общения, ни воспитания. Редко кому везет.

Но помимо всего этого в книге поднимаются проблемы, знакомые всем/многим подросткам: непонимание родителей, тема изгоя, предательство друга, проблема безответной влюбленности или любви вопреки всем, хотя конечно мало какую девочку в наше время заставляют выходить замуж в 15-ть лет за того, кого выберет отец (по крайней мере, в нашей стране).

Книга получилась насыщенная, многослойная, интересная и поднимающая столько тем и подростковых, и историческо-культурных, о которых говорить и рассуждать. Чего только стоит отдельная тема о карме - убивая за убийство ты воздаешь другому человеку по карме или портишь свою? Замкнутый круг, о котором задумывается Майя.

"Карма" - сложная вещь, но для меня немного сломавшаяся на второй части, на том моменте, когда Майя потеряла себя, потеряв речь - тут хочется сказать «не верю!». Этими же словами хочется продолжить историю о всепоглощающей любви. Неужели Сандип, испробовавший каждое девичье сари в округе, так быстро и вмиг мог измениться? Интерес, влюбленность, желание разгадать загадку, страсть — всё возможно, но не любовь. Хотя если бы мне на момент прочтения было бы лет 15-ть, я бы может в это и поверила. Но теперь уже поздно..