Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

12 декабря 2016 г. 17:50

2K

4.5 От судьбы не уйдешь.

Песнь о вещем Олеге- это история попытки побега от судьбы. Встретив старца-волхва, Олег просит его предсказать ему будущее. Старец прорицает, что храбрый и бесстрашный воин, которому всегда благоговела судьба примет смерть от своего коня. В основе сюжета лежит легенда о смерти князя Олега из "Повести временных лет".

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов:
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Вполне возможно, что кудесник вовсе не добрый предсказатель, а злой колдун, который таким образом проклял Олега. Старец с презрением отвергает снисходительное отношение воина к нему и говорит о том, что стоит выше и не нуждается ни в чьих дарах.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.

Хоть Олег и пытается убежать от судьбы (коня он отдает другим воинам), но томимый тоскою по нему ( как по старому и верному боевому товарищу) храбрый воин исполнен желания взглянуть на кости коня. Там его и настигает смерть- змея (как символ злого рока), она выползает из черепа мертвого коня и жалит Олега. Так, верный, но преданный друг становится его невольным палачом.

В этом стихотворении Пушкин раскрывает тему предначертанной судьбы, от которой не сбежать и вновь его интересует мотив пророка-предсказателя (старца), который прорицает неведомое другим и обладает сокровенными знаниями о мире живых и мертвых.

Комментарии


Лично мне больше нравится вариант Высоцкого :)))


Тоже хороший вариант :) Такое интересное совпадение, мы тут как раз сидели и вспоминали Высокого и тут я захожу и читаю ваш комментарий, мысли сошлись на расстоянии:)


Чёрт, неприятность какая вышла :)))
Один мой приятель-математик говорит, что у дураков мысли с большой вероятностью сходятся, потому что их (мыслей) всего две-три и не больше :))))))))))))))))))


Какой ваш друг юморист, однако:))) А я слышала, что у хороших людей мысли сходятся, так что не будем переживать :))


Хорошо, вы меня утешили :)))


Не - «Великие умы мыслят одинаково», но - «Великие умы одинаковы в том, что - мыслят»:)


Есть же такие фразы, которые на всю жизнь запоминаются! Вот, "примешь ты смерть от коня своего" - одна из таких. Ну а тот, кто вопрошает о судьбе естественно связывает себя тем, что услышал. Сам ведь спрашивает...


Да, это вообще настоящий феномен. Некоторые серьезные психологи этим объясняют принцип, по которому "работают" различные проклятья, предсказания и т.п. Сила внушения, плюс зацикленность на определенных психологических установках (которыми и являются все эти предсказания) приводят к тому, что человек сам (на подсознательном уровне) идет по предсказанному ему пути. В гороскопы веришь?:)


Не, в совесть я верю, а в гороскопы - нет:) Хоть это и не исключает неких мистических составляющих в понятии о судьбе. Судьба всегда завязывается в некий узел, в рамках которого все начинает влиять друга на друга не всегда понятным способом. Но тут опять-таки только начни рассуждать...


Я тоже в гороскопы не верю, а совесть верю, как в некую мистическую составляющую нашей жизни. Такое рассуждение могло бы быть очень интересным:)