Больше рецензий

5 декабря 2016 г. 18:03

729

5

Итак...
...Всякий раз после прочтения очередного произведения братьев Стругацких я испытываю одинаковое чувство, весьма похожее на ощущения рыбы, выброшенной на берег: вот только что вокруг было море смысла, я буквально купалась в нём, а теперь я лежу на берегу, с тоской глядя на откатывающиеся волны, ловлю иссохшим ртом ветер и не могу, нет, никак не могу выразить все те эмоции, что обуревают меня - нем мой язык.
Но я всё-таки попробую.
Итак.


Что же так привлекает меня в мирах братьев Стругацких? Попытаюсь рассказать.

Ну, во-первых, то, что вселенная Мира Полудня, выдуманная - от и до - Стругацкими, выглядит и реагирует как реально существующий объект. Масса фантастических допущений, выдвинутых братьями, кажется вполне обоснованной, каждое последующее событие возникает не на голой почве, а имеет свои предпосылки. То есть нет причин сомневаться в том, что при определенном развитии человеческого общества такая вселенная вполне имела бы право на существование. Соответственно, у этой гипотетической вселенной есть своя хронология. А, значит, при желании можно было бы расписать по годам все важные события XXII века. Впрочем, почему «можно было бы»? Вот выдержка из краткой хронологии XXII века, включающая в себя некоторые события, описываемые в трилогии о Максиме Каммерере:

«...2137 г. - Создание КОМКОНА-2.
- Обнаружение «Саркофага» (группа Б. Фокина), начало «Дела подкидышей».
2148 г. - Открытие Саракша.
2152 г. - Начало прогрессорской деятельности Р. Сикорски на Саракше.
2157 г. - «Кризис Каммерера» на Саракше.
2178 г. - Отставка Р. Сикорски.
2185 г. - Закон о биоблокаде.
2199 г. - Большое Откровение...»

XXII век в изложении братьев Стругацких - время великих открытий и ужасающих откровений, больших надежд и страшных разочарований. Причем начинается всё с создания Группы Свободного Поиска. Помните эпоху великих географических открытий? Вот и здесь примерно то же самое. Можно зарегистрироваться и вперёд, новые земли - а в фэнтезийном будущем - новые миры открывать. Благо, что изыскивать ресурсы на поиск нет необходимости. Вот так и открываются новые цивилизации, а вслед за этим расцветает прогрессорство. Я заметила: прогрессоры - одни из любимых героев у читателей Стругацких. Приятно, что ни говори, соотносить себя с такими людьми - знающими, что и как нужно делать, какое решение принять. С теми, кто небрежно отодвигает всяких юных и неопытных Каммереров со словами: «Дальше действовать будем мы; а ты, мальчик, постой в сторонке, поучись у старших».
И ведь научился.

И тут же, пока не рассеялась мысль, мне следует рассказать о второй причине, почему я люблю читать произведения Стругацких. Дело в том, что все значимые события миров братьев Стругацких преподносятся через призму отношений к ним героев - одного или нескольких. Цикл о Максиме Каммерере состоит из трёх произведений: «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике» и, в качестве заключительного аккорда, «Волны гасят ветер». (Это если не считать многочисленных подражаний и фанфиков, а также так и ненаписанного продолжения.) Отличный замысел - показать крупные события Мира Полудня через судьбу одного человека. Причем если в первой части изложение событий происходит опосредованно, то в последующих частях мы имеем дело с прямой речью Каммерера. В «Волнах...» повествование также происходит от первого лица, причем представляется, что мы имеем дело с дневниковыми записями. И, несмотря на это успокаивающее обстоятельство (потому успокаивающее, что остаётся только следить за хроникой событий - исправить уже ничего нельзя), рассказ Каммерера не лишен напряжения, присущего прямой речи. И я уже знаю, что под конец романа непременно последует неожиданный поворот событий, который заставит взглянуть на мир под другим углом. Кстати, это уже третья причина, почему мне нравится читать Стругацких. Такой «твист» в концовке характерен для братьев - словно отражение склонности их читателей к детективному жанру. Если вы читали «Понедельник начинается в субботу» - а я надеюсь, что вы читали эту замечательную книгу - то знакомы с фразой:

У меня было такое ощущение, будто я читаю последние страницы захватывающего детектива.

Но! Тут же:

Последняя страница детектива оказалась написана по-арабски.

И вот так - почти во всех произведениях, что не может не вызывать восхищения. Кстати, мне одной показалось, что НИИ ЧАВО в «Понедельнике...» и Институт Чудаков в «Волнах...» - это явления одного порядка? Ну, ладно, это всего лишь мои предположения... А их - всякого рода предположений и сопоставлений - много. Стругацкие потому и продолжают вызывать интерес, что их произведения вневременные и не боятся показывать изнанку идеального на первый взгляд мира будущего.

* * *


Итак, что же ещё мне сказать? Что роман заставляет по-новому взглянуть на события окружающей реальности? Что непременно даёт возможность задуматься над предпосылками, побудившими братьев разрабатывать именно такой сюжет? Что снова и снова побуждает размышлять над судьбами мира? Ничего этого я не скажу. А лучше подумаю ещё раз над названием романа, таким же неоднозначным, как и события, описанные в нём.

«Волны» - может быть, это мы? А что такое «ветер»? Метафора внешних сил, о которых люди будущего и не подозревают, и даже не хотят знать об их существовании? Или силы внутренние - те, что рано или поздно проявят себя и не дадут остаться человеком? Впрочем, почему не «дадут»? Эволюция - процесс добровольный, не так ли? Или нет? Или человечество, описанное в романе - всего лишь зародыш, подвергающийся процедуре принудительной фукамизации? А обратный процесс невозможен, так ведь? Интересно, а что выбрали бы прогрессоры, будь у них такой шанс - стремительный апгрейд или топтание на месте? Ведь, если призадуматься, Большое Откровение - это, по сути, плевок в лицо идее прогрессорства, верно? Приятно, что ни говори, ощущать себя такими людьми - знающими, что и как нужно делать, какое решение принять? А если не знаешь, какое решение принять, какое окажется самым верным, самым правильным, самым добрым? Что тогда?
Вопросов много. А верного ответа нет и не может быть.

* * *


И ещё одна мысль - вдогонку. В произведениях Стругацких показаны почти все взаимоотношения и, соответственно, конфликты, которые могут существовать в обществе. Личность - система, учитель - ученик, взрослый - ребёнок... Они есть и в «Волнах...». Но парадокс этого романа заключается в том, что общество альтернативного будущего, считавшее себя «высшей» категорией и мнившее себя прогрессивным, неожиданно оказалось в положении «низшего», которому невозможно перепрыгнуть через барьер, не отказавшись от самого себя, от человеческого.
И, да - волны не гасят ветер. Это логическая ошибка.

Комментарии


Прекрасно написали!
Эту трилогию я пока не читала, только в планах. А «Понедельник начинается в субботу» любимейшая вещь, хоть и стоит особняком.


Большое спасибо!
Давно мечтала осилить трилогию - и вот наконец "сбыча мечты" осуществилась. Оно того стоило! :)
Да, "Понедельник..." - любимая вещь у многих, даже те, кто Стругацких не любит, читают с удовольствием.


Поздравляю с осуществлением мечты! :)
Люблю перечитывать "Понедельник", всегда настроение поднимает :)


Я тоже "Понедельник..." время от времени перечитываю :) Вот вроде всё уже наизусть знаешь - так нет же, так и тянет прочесть ещё раз эту весёлую и добрую повесть :)


А аудио спектакль слушали? Я очень люблю и тоже уже наизусть.)))


Нет, я люблю именно читать, держа книгу в руках - пошуршать страничками, иллюстрации в сотый раз пересмотреть :)) Аудио - немного не моё - начинаю отвлекаться :)
Вы так любовно о спектакле сказали! :) В чьей озвучке, интересно, он записан?


Если радиоспектакль , то "радио культуры" там Кирилл Пирогов, а в роли Наины Киевны Талызина , обалдеть просто какая.) жаль только там лишь половина книги. Но и просто начитка: тоже очень хорошая. Все есть в свободном доступе.
А если книгу, то поищите с иллюстрациями Карапетяна.


Спасибо за совет! Я голос Пирогова знаю, поэтому представляю, что начитка действительно хорошая :)
Вот-вот, я именно про книгу с иллюстрациями Карапетяна и говорила! Мне нравится, какие рисунки представлены в книгах из серии "Миры братьев Стругацких" :)


Мне вот прямо сейчас захотелось! Думаю, что дочитаю свои четыре книги для игр, и на каникулах обязательно погружусь в "Понедельник" :)


Не поверите - у меня эта книга стоит на полке и так манит меня, манит... :))


Очень даже поверю :)))


Рецензия интересная, но у меня со Стругацкими дела совсем плохо обстоят.


За похвалу спасибо, только это не рецензия, а просто выражение эмоций - как и в большинстве случаев :)
А почему "плохо"? Ты вообще у Стругацких что читал?


Я пытался начать "Трудно быть богом", но как-то не получилось уйти дальше 15 страниц.


Ой, да, это несколько тяжеловатое чтение - ведь нужно ещё "въехать" в терминологию и ощущение вселенной Мира Полудня. По-моему, со Стругацкими нужно знакомиться с книги "Понедельник начинается в субботу" - вроде детская в чем-то повесть и временами наивная (в 60-е писалась), но там такой хитрый подтекст спрятан. Хотя внешне это больше походит, как я сейчас понимаю, на Гарри Поттера! :))


Возьму на заметку. Хотя пока не горю желанием читать Стругацких. :)