Больше рецензий

1 декабря 2016 г. 16:00

83

5

В целом, роман мне понравился – прекрасный слог, напряжённый сюжет, живые герои, интересные авторские наблюдения и рассуждения.
В романе вообще поднято множество самых разнообразных тем, как говорится, на любой цвет и вкус – и о социальных проблемах различных слоёв населения, и об образовании, и о воспитании, и семейных «скелетах», которые определяют всю жизнь человека, и о войнах и боевых психических травмах. Отлично, кстати, прописан «синдром выжившего» у одного из героев – без преувеличений и прикрас. Герой в данном случае так и не смог преодолеть собственное чувство вины перед погибшими друзьями и сослуживцами, и даже то, что, вернувшись домой, он сдержал данное любимой жене обещание, так и не помогло ему до конца отпустить всё пережитое на войне, в частности – гибель лучшего друга. И это выглядит очень правдоподобно и реалистично, особенно на фоне того, что многие авторы «излечивают» своих героев от боевых травм буквально по щелчку пальцев.
Интересные наблюдения о работе издательств и о процессе написания книги. Есть и дельная информация для начинающих авторов – как не оторваться от реальности, не переврать и удержать внимание читателя. Немного есть и о критике и отношении к ней как начинающих писателей, так и профессионалов своего дела. В общем-то, одна из героинь романа является известнейшим автором детективов и именно на её примере раскрывается множество интереснейших моментов писательской работы. Собственно, из всех героев мне больше всех понравилась именно она – не часто в книгах, как и в реале, встречаются настолько довольные собственной жизнью люди, хотя многие бы могли счесть (и наверняка считают) такую жизнь не совсем полной. Но если самого человека всё устраивает, значит всё правильно.
Главная героиня – Сэди Спэрроу, – которая является детективом-инспектором британской полиции и на начало повествования отправлена в «отпуск» за грубейшее нарушение правил, долгое время не вызывала тёплых чувств. Более того, часто казалась довольно лицемерной, а порой и вовсе жалкой. Но автору удалось преобразить сей неприглядный образ и к концу романа Сэди сильно выросла – смирилась с прошлым, перестала врать себе и всем вокруг, разобралась в себе и в людях рядом, начала новую жизнь и нашла своё место. Тут гораздо интереснее её рассуждения о том, нужно ли начинать общение с дочерью, которую ещё в подростковом возрасте отдала на усыновление. Действительно неоднозначный вопрос – с одной стороны, решение уже принято и вроде как стоит его придерживаться, с другой же – если отданный на усыновление ребёнок целенаправленно ищет свою биологическую мать, значит для него это действительно важно, значит ему нужно это, чтобы разобраться в себе или собственной жизни. Однозначного ответа или руководства к действию в данном случае быть априори не может, потому что все ситуации разные и каждый реагирует по-своему, но я рада, что Сэди всё же переступила через свои страхи и помогла своему ребёнку.
Но, честно говоря, герои настоящего не так привлекательны, как герои из прошлого, которые по сюжету давно так или иначе ушли из жизни. Невероятно красивая и драматичная история любви и жизни супругов Эдевейнов – Элеонор и Энтони. Всё начиналось действительно как в сказке – случайная встреча, любовь с первого взгляда, обретение и обустройство собственного дома, рождение детей. А затем Первая Мировая война вносит свои коррективы и в один момент всё в жизни героев меняется. И им уже приходится контролировать каждую мелочь, каждое слово и поступок, чтобы скрыть психическую травму отца семейства и оградить собственных детей от возможной опасности. Приходится мириться с тем, что как раньше уже не будет, что всегда придётся жить в этом напряжении, потому что любая слабость или невнимательность с их стороны может привести к настоящей трагедии. Насколько верно поступали герои, скрывая такого рода болезнь, не мне судить. По крайней мере, для дочерей они сделали всё возможное, чтобы хотя бы их жизни никак не изменились и не подчинялись тому, что от них не зависело, чтобы у них было счастливое детство и всегда был рядом любимый отец – самая надёжная для них опора.
И совсем неудивительно, что в какой-то момент Элеонор снова влюбилась. В той атмосфере постоянного напряжения, когда она вынуждена была отвечать абсолютно за всё и всех и нести этот тяжкий груз ответственности в одиночку, ей явно была необходима некая отдушина – место, где она могла бы быть самой собой, и человек рядом, который бы её понимал и не требовал больше, чем она готова дать. Осуждать её было бы неправильно, хотя сама героиня во многом себя обвиняла, но ей действительно это нужно было, чтобы не сломаться и найти силы на дальнейшую борьбу за их с мужем счастье. К сожалению, новая любовь принесла и новую трагедию не только Элеоноре, но и всей её семье, но… Как говорится, «настоящая мать никогда не позволит разрубить своего ребёнка» и героиня в данном случае сделала всё возможное, чтобы обезопасить своё дитя и дать ему возможность вырасти здоровым и счастливым. Героиня очень правильно заметила, что «жизнь – не сказка, нельзя получить все, что ты хочешь». Получить абсолютно всё не может никто, но можно научиться радоваться тому, что удалось уберечь и сохранить, тем более, что в жизни героини осталось очень многое, в то время как у её возлюбленного не осталось ничего и даже для родного сына он был просто дядей, хоть и любимым.
В общем и целом, роман хорош во всех своих составляющих, кроме детективной. Ну не детектив это ни разу. Это больше мелодрама. Это история одной семьи, члены которой сталкивались в своей жизни с множеством проблем и удач, которые любили и страдали, надеялись и опускали руки, но всегда старались идти вперёд, храня в сердце прекрасные воспоминания о «волшебном» Доме у озера, где «в кустах прячутся феи». А те расследования, что здесь велись, на полноценную детективную линию совершенно не тянут, потому что основная часть всех изысканий посвящена раскрытию давней тайны семьи Эдевейнов, а вторая история настолько краткая и абсолютно ясная, что это и загадкой не назовёшь. Концовка же кажется несколько боливудской, но и это роман не портит.