Больше рецензий

Buffalo_Bill

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2016 г. 20:39

189

4

Продолжаю знакомство с Куприным, до "Ямы" был "Гранатовый браслет", "Гамбринус" и "Тапёр".
Здесь автор не похож на себя. Было ощущение, что читаю Толстого или Чернышевского, но никак не Куприна.
Александр Иваныч затронул запретную для всех времён тему и написал довольно реалистичное произведение. Повестью назвать язык не поворачивается — не тот размер, но и до романа не дотянул. Хотя все предпосылки хорошего романа были.
Минусов у "Ямы", на мой взгляд, много. Это и некоторая скомканность всех ситуаций, какая-то недописанность. Это и слабая вторая половина книги, где выключился "не такой" Куприн и включился присущий автору романтизм или сентиментализм, не знаю, как назвать.
Но главный плюс и причина, по которой я рекомендую книгу к прочтению — это наличие откровений, моментов, которые умеют подмечать только гениальные писатели. Для меня наибольшую ценность имеет диалог Лихонина и Платонова.
Однако, я как-то уже писала: есть самородки, а есть золотая крупа. Не хотелось бы принижать талант Куприна, но он — не Лев Николаевич. И "Яма" не та пощёчина, какой могла бы быть. И должна была быть.

Начну писать и сейчас же заплутаюсь в разных «что», «который», «был». Эпитеты выходят пошлыми. Слова простывают на бумаге. Какая-то жвачка[...] Я верю, что не теперь, не скоро, лет через пятьдесят, но придет гениальный и именно русский писатель, который вберет в себя все тяготы и всю мерзость этой жизни и выбросит их нам в виде простых, тонких и бессмертно-жгучих образов. И все мы скажем: «Да ведь это все мы сами видели и знали, но мы и предположить не могли, что это так ужасно!» В этого грядущего художника я верю всем сердцем.

Персона Грата, команда Pro et Contra

Комментарии


Когда прочла эту книгу в 13 лет, была очень впечатлена. На тот момент книга показалась целостной, хотя недавно ее перечитывала и возникла та же мысль - местами сыровато.


Такое ощущение, что запланирован был роман, но потом материала не хватило или какие-то другие обстоятельства.


Похоже на то) Но по духу и настроению она целостная


Мне еще понравилось, что автор оставляет персонажей, а потом к ним возвращается.


Её же опубликовали до революции с трудом. Возможно, что он и жёстче мог написать. А о брате Коли ты не считаешь пощёчиной всем мамашам с любимыми сыночками? А ещё посетители дома Анны Марковны, не считая рабочих,- духовные, чиновные и прочие учителя гимназий... Тоже пощёчина ещё та.


Если на кого-то направлена, то всегда удобно притвориться, что не на тебя. А стыдно должно быть всем. Ну или просто в меня не попало. Толстой попадает. Достоевский с описанием мучений Родиона чуть с ума меня не свёл. А тут Лихонин должен быть мне другом и братом, и бревном в глазу, а как-то никак. Не цепляет.
Основная тема-то вообще не моя, но Лихонин должен был зацепить.


Почему надо притворяться и почему именно Лихонин должен был тебя зацепить? Мне больше писатель-грузчик был симпатичен, но он отстранённый.

А как тебе "Гранатовый браслет"? Чую я, что его надо в разные периоды перечитывать.


Потому что мысли у него здравые, и позиция хорошая. И интересен переход-деградация от развитого вольнодумца до пошлого обывателя. Но всё равно как-то скупо описано.
"Браслет" читала по совету мамы в этом году. Вообще не зашёл. Как-то Куприн меня пока не радует, надо бы ещё что-то у него прочитать, но не знаю, успею ли в рамках "Персоны".


Мне раньше тоже браслет был равнодушен, а теперь хорошо зашёл. Может, во всём состояние души виновато... Он мне больше не сюжетом цеплял, а отдельными фразами развития чувств Желткова. Любопытно было перед браслетом ещё рассказ "Телеграфист" перечитать.


Про Телеграфиста не слышала, надо будет почитать.


"Телеграфиста" ещё со школы помню. Раньше думала, что это был краткий замысел Браслета, но они разные. Может, только общей мыслью и схожи.