Больше рецензий

27 ноября 2016 г. 17:07

449

4 Эффект «сухого глаза»

«При реках Вавилона - там сидели мы и плакали…»
Современная литературная критика, находясь на грани выживания, проявляет все признаки синдрома дефицита внимания. Критики, вынужденные приспосабливаться к «информационной усталости» читателя, демонстрируют хроническую невнимательность, гиперактивность и плохо управляемую импульсивность (из серии: «не читал, но обсуждаю»). Одновременно, процесс коммерциализации культуры заставляет журнальную критику отказываться от серьезной аналитики, неэффективной с коммерческой точки зрения, в пользу более актуальных рецензий на книжные новинки и статей, приуроченных к памятным датам. Кажется, что литературная критика утрачивает функцию эстетического воспитания и оценки литературы, сохраняя лишь информационную функцию. Павел Басинский по этому поводу говорит следующее:

Писать серьезные, основательные обзоры современной прозы в «толстые» журналы? По этическим меркам нынешнего дня это сродни подвигу, потому что прочитать надо во сто крат больше, чем напишешь. Надо еще все это как-то соединить в своей голове, расставить приоритеты, отбросить лишнее, хотя и прочитанное, выделить все самое лучшее (навлекая на себя недовольство "не самых лучших"), найти переклички между книгами, высказать по этому поводу какие-то нетривиальные рассуждения. А что в качестве награды? Какой будет резонанс у твоей работы?
Почти нулевой.

(Я сознательно не останавливаюсь на отдельных статьях сборника, потому что воспринимаю их как части единого произведения. Мне кажется, что Павел Басинский специально отобрал и расставил статьи именно в такой последовательности, чтобы выразить определенную идею, о ней - ниже). Горькая ирония автора заключается в неэффективности (читай: невостребованности) качественной литературной критики: нет спроса, не будет и предложения. Желание критика быть «властителем дум» наталкивается на читательское равнодушие. Удар оказывается обоюдоострым, и тема «смерти критики» (или «смерти читателя», что одно и то же) трансформируется в более серьезную проблему «смерти человека». Почему Павел Басинский и предлагает читателю подумать: что делает человека человеком. И дает свой вариант ответа – «не могу иначе определить это «нечто», как через банальное понятие слезы». Ответ может показаться наивным, старомодным и даже смешным, но он, как мне кажется, очень точный. Обидно только, что таких книг - чтобы до слез - практически нет, а критических статей – и подавно.

Комментарии


Давно смотрю на книги Басинского. Ирина, с какой лучше начать ? Или без разницы ? И почему 4, а не 5 звезд ? Чего не хватило ?)


У Басинского я читала только этот сборник и "Бегство из рая", т.е. слишком мало, чтобы говорить с чего лучше начать))
Почему 4 звезды - мне "малый жанр" в литературной критике в принципе не очень нравится: только войдешь во вкус, а статья уже и закончилась. Но Басинский как критик обладает двумя качествами, которые мне очень симпатичны: во-первых, он по-настоящему деликатен (а у большинства критиков деликатность только декларируется, что-то вроде "не будем говорить об алкоголизме Фолкнера", спасибо, уже сказали), а во-вторых, Басинский не постмодернист, скорее, классический критик - серьезный и вдумчивый, но то, что вошло в этот сборник - журнальные поделки, поверхностные (пусть и по необходимости) "заметки о писателях и о себе".