Больше рецензий

Holly123

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2016 г. 20:39

803

3 Средство для получения кошмаров

Открывая эту книгу (разумеется, в электронном формате, как-то я не рискнула искать её в бумаге, чему под конец была безумно рада), я ждала чего-то крайне необычного. Нетипичный для меня стиль, нетипичный сюжет, чуточку реализма или чуть больше мистики, может быть, какую-то ещё привнесённую неожиданно деталь и... Но потом, когда эта книга заставила меня оттянуть всё остальное на три месяца, опасливо касаться электронки и отпрыгивать в некотором ожидании опасности, пожалуй, я поняла, что она исполнила свою функцию как отличная страшилка для особо вдумывающихся, но уж точно не оправдала то, что я от неё хотела.
Ожидания. Это будет страшно. Это будет захватывающе. Это будет кошмарно. В принципе, сбылось всё, кроме второго. Да, я понимала, что эта книга - не детская сказочка на ночь, что это будет весьма серьёзное чтиво, но... Весь кошмар случившейся трагедии почему-то меня не задел, обошёл стороной. Да, произведение Сары Лотц умеет пугать, умеет внушать дурные мысли, но это всё равно.
Когда я только-только открывала книгу, может быть, хотела чего-то более похожего на художественный стиль. Наверное, потому отторжение было к первым нескольким главам. Но приписывать читательской невнимательности все свои чаяния я не могу: увы, но когда я уже действительно нацелилась на нон-фикшн, мне всё хотелось провести параллель между реальностью и этой книгой. Но... Нет. Ничего не вышло. Да, это пугающе, но только если предположить (по читательской наивности и тому, что в 2012 я как-то не шибко интересовалась новостями), что это было на самом деле. А как только этот миф успешно развеется (не спойлер, конечно, и я б не советовала начинать чтение этой книги с уверенности в том, что там будет хоть слово правды), всё разваливается. Я сама не поняла, почему: от облегчения ли, или, может быть, от раздражения, но как только до меня в полной мере дошло, что это стопроцентная авторская выдумка, мне захотелось закричать "в мире всё ложь" и отбросить книгу в сторону. В любом случае, ожидания не стали реальностью, увы.
Сюжет. Он был достаточно мистическим, скажу с уверенностью. Это, пожалуй, можно выделить большим плюсом, но мне всё равно не хватало чего-то, чтобы я вынуждена была хвататься за каждую деталь этого текста и пыталась отыскать ответ в голове. Иногда, когда читаешь книги, действительно цепляющие, постоянно пытаешься осознать, а почему так? Казалось бы, цель у этого произведения совершенно другая, тут больше продемонстрирован человеческий кошмар, ужас, и... Мне не было страшно. Стойкий привкус гадкой выдумки и чрезмерное пресыщение мистикой вынудили меня отмести все мысли этой книги, прыгать через строку и игнорировать собственные мысли, когда я её читала.
Книга очень "кусочечная". Мне постоянно хотелось пролистнуть несколько страниц, чтобы добраться до сути, понять, что же происходит. Автор отходила то в одну, то в другую сторону, и если я три страницы назад была готова говорить "бедные дети" и "как же человек может сделать что-то такое?", то потом читала это до жути равнодушно, холодно, бездушно, отмечала "не верю" и забывала о малышах до того момента, когда вновь не приходил желанный пик эмоций. Вот только к концу пиков становилось всё меньше и меньше, вопреки событиям, и мне становилось всё более и более скучно. Увы, но сюжет расстроил не собственной задумкой, а постоянной прерывистостью.
Персонажи. Трудно определить, что тут происходило с персонажами, было ли их очень много или, напротив, не существовало вообще. Но писательница - точнее, не Сара Лотц, а Элспет, - мешала мне всю дорогу. Мне казалось, что те бедные люди, начиная от родственников и заканчивая обыкновенными журналистскими статьями, говорят одинаково. Я не смогла различить их и вытянуть на свободу. Единственное, что я действительно оценила, единственная линия, от которой бежали мурашки по коже, это была линия маленького сына Лори и её родителей. Всё остальное показалось мне недостаточно жутким, разве что кусочечная вставка от Памэлы Мэй Доналд да последняя глава показались именно тем, чего я ждала. И если б Сара Лотц оставила книгу такой, как в первом разделе, пожалуй, сейчас тут было бы куда больше восторгов.
Язык. Индивидуальности и сухого языка нон-фикшн, равно как и слёз родственников, мне не хватило. Слишком равнодушно. Не скажу, что Сара Лотц пишет плохо или переводчик не постарался, но духа каждого персонажа я не почувствовала. Иногда мне казалось, что Пол говорит точно так же, как и репортёр, рассказывающий на камеру о случившемся. И это было неприятно. Но в определённых местах красоты письма всё-таки проскакивали, поэтому записать это в минусы не могу.
Итог. Определённо, книга не для слабонервных. Поверите вы или нет в то, что там есть - не имеет значения. Она довольно глубокая, но мысль, как по мне, то ли слишком на поверхности, то ли чрезмерно глубоко. В общем-то, я не могу определиться, "недо" эта книга или "пере". Но всё же, я не жалею, что прочла её - и эта трагедия способна задеть не одно сердце. Но могу с уверенностью сказать, что ни за что в жизни не возьму перечитать "Три" Сары Лотц - лучше поберегу свои нервы. Наверное, нон-фикшн и псевдо нон-фикшн - это не совсем моё, но разве я могу решать за читателей, которые будут описаться на эту рецензию при выборе?

ksu12 за совет во Флэшмобе 2016.