Больше рецензий

Lindabrida

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 ноября 2016 г. 18:50

296

5

Ах, золотой век русского дворянства! Упоительное кружение вальсов, изящно взбитые локоны дам, мундиры кавалеров... Пары скользят по драгоценным паркетам, особняк сияет огнями сотен свечей... И тут вдруг является Салтыков-Щедрин с ушатом ледяной воды. В Пошехонье нет особняков с паркетами. Грязные, перенаселенные дома, "похожие на длинные комоды", неухоженные дети, забитая крепостная прислуга - вот пошехонская, непарадная сторона николаевской эпохи.
Да, это - ад. Тем более страшный, что его жестокость привычна и воспринимается как норма. Бьют детей - "с ними иначе нельзя". Бьют крепостных - "с ними иначе нельзя". Даже если случай на грани и за гранью садизма - "не нами заведено, не нами и кончится".
Великолепны эпизоды 1861 года, когда весь жизненный уклад пошехонских рабовладельцев в одночасье исчезает, словно унесенный ветром: царь волю дал. Разыгрываются сцены, сродни последствиям Гражданской войны в США: уездный предводитель дворянства Струнников вынужден пойти в официанты; образцовый хозяин Пустотелов спивается и только лепечет коснеющим языком: "У-ми-рать..." Выясняется, что без нагайки да без произвола пошехонские эффективные собственники хозяйствовать не могут.
Не будучи знакомой с этим произведением, я ожидала увидеть сатиру, а получила социологическое исследование. Но не жалею ничуть. Салтыков-Щедрин создал впечатляющую галерею портретов. Его герои обрисованы настолько живо и выпукло, что я так и видела их перед собой.

Прочитано в 7-м туре "Игры в классики"