Больше рецензий

Wealozza

Эксперт

Библиотекарь Кроули

19 ноября 2016 г. 10:58

266

5

— Ну и компашка мне досталась, — проговорил Геральт, покачав головой. — Братья по оружию! Дружина героев! Прямо садись и плачь! Виршеплет с лютней. Дикие мордастые полудриады-полубабы. Вампир, которому пять тысяч сто с хвостиком месяцев, и чертов нильфгаардец, упорно твердящий, что он не нильфгаардец.
— А во главе дружины ведьмак, страдающий угрызениями совести, бессилием и невозможностью принимать решения, — спокойно докончил Регис. — Нет, предлагаю двигаться инкогнито, чтобы не вызывать сенсаций.
— И смеха, — добавила Мильва.

На самом деле, читать большие циклы, в которых больше трёх книг, довольно запарное занятие. Проглатываешь все сразу - слишком много, может поднадоесть, не успеваешь распробовать, а если цикл невероятно крут, то и разочарование в конце, ибо быстро прочитал, и больше нету (например, как я прочитала пять книг «Высшей школы библиотекарей» за шесть дней). Если читаешь вдумчиво и растягивать цикл на полгода, а то и больше, то возникают проблемы типа «ой, забыл, что там было» (как, например, с «Летописями Разлома» Ника Перумова, четвёртую часть (седьмой том) которых я прочитала аж ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ, а впереди меня ждёт ещё четыре части (шесть томов), плюс два рассказа). Вот так и с приключениями Геральта and Ко. Не сказать, что я прямо таки забыла за полгода, что происходило в предыдущей книге, но слегка представления поразмылись, ведь, чай, не бабское фэнтези читаю, тут всё сурово. Иногда, даже чересчур. Не зря же я эти книги в разряд «сурьёзного мужицкого фэнтези» отношу.
Начать хочется с того, что мне нравится. Нравится слог автора, его стиль повествования, повороты сюжета; прописанность истории мира, его механики и системы магии; дворцовые интриги и государственные заговоры, шпионаж и работа на нескольких господ; юмор, который проскальзывает в сюжет в нужное время, в нужные места и помогает не захламлять историю чрезмерным количеством крови и ужасов, которых тут было дай боже другому роману соответственного жанра; нравится взаимоотношения героев и их действия в той или иной ситуации; нравится преподнесение войны и раскрытие глаз на её обратную сторону; нравится… да ядрёна вош, проще сказать, что в этой книге мне НЕ нравится, ибо такого, кажись, просто нет.
Как мне кажется, про сюжет этой книги, да и всей вселенной «Ведьмака» можно говорить бесконечно. За свою читательскую карьеру я видела не так много качественно прописанных фэнтезийных Вселенных, которые были бы прописанны на достаточно высоком уровне, чтобы считаться именно Вселенными, а не просто отдельными мирами. А если точнее, их всего две: Упорядоченное Ника Перумова, в котором происходит действие всех без исключения его книг, и Вселенная Варкрафта, которая только изначально была игрой, а сейчас превратилась в достаточно самостоятельный книжный мир. Сейчас же, дочитав пятую книгу цикла, я могу со стопроцентной уверенностью подтвердить свои подозрения: вселенная ведьмака Геральта из Ривии заняла достойное место в тройке лидеров моих личных любимых миров, куда мне хотелось бы отправиться вот прямо сейчас.
Да, как я заметила чуть выше – говорить можно было бы бесконечно, но вот понять её – это уже совсем другой разговор. В этом мире уж сильно всё напутано, закручено и заинтриговано едва ли не до смерти. «Час презрения» - предыдущая, четвёртая, книга – закончилась эпичным восстанием чародеев-предателей на Танедде, потерей Цири, которую её способности занесли виверна знает куда, ранением, едва ли не смертельным, ведьмака и полным раздраем в Северных королевствах, которые Империя Нильфгаард во главе с Эмгыром, буквально кусает за пятки. «Крещение огнём» начинается с лечения Геральта в Брокилоне дриадами и его знакомство с Мильвой – человеческой девушкой, стрелком от Бога, которые дриады приняли под своё крыло. Ведьмак лечиться травами, а Мильва, хоть и без охоты, носит ему весточки из внешнего мира, которые, ой какие неутешительные.
И сейчас я вот поняла, что начала пересказывать сюжет книги едва ли не дословно. Но, блин, как сделать иначе, если книга настолько запутана, что если халтурить, то и сам вскоре забудешь, что там такое было, а? Ладно, попробуем иначе. В данной части самыми главными событиями являются следующие (вроде как в хронологическом порядке, хотя и не уверена):
1. В конце прошлой книги Эмгыру доставили девочку, которая вроде как и есть Цири, вот только это оказалась вовсе не Цири, но об этом практически никто не знает. Как и не знает того, что он вовсе не хочет брать её себе в жёны, а нужна она ему для чего-то не совсем определённого (хотя, я играла в «Дикую охоту», я в курсе). Эмгыр в ярости и отправляет доверенных людей всё равно искать Цири, оставив большую часть населения в уверенности, что девчонка, живущая во дворце, – это и есть настоящая княжна Цинтры.
2. Геральт вместе с Лютиком и Мальвой отправляются в Нильфгаард искать Цири, ведь они пока (!) не знают, что её на самом деле там и нет, ибо она сама…
3. …уже некоторое время входит в банду неких Крыс, к коим прибилась после того, как выбралась из пустыни. Там она убивает, крадёт, бухает как не в себя, употребляет фисштех в неограниченных количествах, делает татухи и балуется с девочками. В общем, бунтует в свои пятнадцать, мама не горюй. Переходный возраст, все дела. В романе времени ей уделено достаточно, но всё же поменее, чем похождениям Геральта и его удалой компании. Думаю, в следующем сия несправедливость будет исправлена.
4. Дийкстра мутит воду, пытается выяснить, где Йеннифэр и Вильгефорц, которых он подозревает в связях с Нильфгаардом и организации бунта на Танедде (насчёт первой не уверена, а второй же точно виновен, нэ?), переписывается с Филиппой (которой потом глаза выжжет), пытается знать всё обо всём и быть тем, кто за всех и все при своих. Короче, архишпион Редании, что с него взять.
5. К отряду Геральта-стрельца-удалого-молодца присоединяется несколько краснолюдов и гном. Или это Геральт-стрелец-и-его-команда присоединяются к обозу Золтона Хивая, ведущего женщин и детей из разорённой деревни. Более весёлой и разношерстной компании я на своём веку ещё не видовала. А это к ней ещё Регис и Кагыр не присоединились. Золтона я тоже знаю по игре, но мне нравится этот персонаж, довольно приятный, не раздражающий, юморной и весьма не глупый. Да и попугай его тоже впечатляет.
6. Филиппа, Трис и ещё некая составляющая этого чародейничего серпентария решила создать так называемую Ложу чародеек, двенадцать представительниц которой должны блюсти закон и порядок касательно магии, сторожить и оберегать её, находясь при этом, вне политических интересов. На самом деле – это куда сложнее, чем кажется, ведь практически все они служат разным правителям, являются правителями или вовсе никому не служат. Планы Филиппы были весьма претенциозны, но все мы знаем, чем они в итоге обернуться. Да и Цири что-то не особо, думаю, будет гореть желанием присоединяться к их братству, пардон, сестринству. Всё таки, она более ведьмачка, чем чародейка, хотя воспитывали её ведьмаки с Йеннифэр и Трисс одинаково.
7. Геральт-стрелец-со-своей-компанией натыкается на старое эльфье кладбище, где встречает Региса. Этот человек, пардон, вампир, очаровал меня буквально с первых строк.

Знаю Региса полторы главы, но уже люблю его

Не, ну серьёзно, он великолепен! Какой там Эдвард Каллен? Вы Региса видели? (с)

Вот как-то так, да. Честное слово, до знакомства с Регисом в «Дикой охоте», я вампиров не особо любила. Когда же он наконец-то появился в книге, я поняла, что вот он, вот эталон настоящей вампирости. Этот сарказм на ножках, эта ирония с запахом трав, этот юмор, это умение заговаривать зубы и правильно ставить вопросы. О боге, теперь я знаю, кого больше всех люблю в этом цикле. Да, всё же Геральту-и-его-компашке чрезвычайно повезло, что Регис решил идти с ними, хотя и мог преспокойно жить у себя там на погосте. Его помощь им ещё, ой, как пригодится. Далеко не раз. И это только за ту часть «Крещения», что он прошёл с ними. Ну а эпизод, в котором он подарил уставшим путникам, хрен его знает, сколько литров чистого самогону из мандрагоры и белладонны, я вообще считаю самым лучшим. Эта пьяная философия заставила меня орать как стаду тюленей.
8. Эпизоды, в которых компашка набредает на лагерь беженцев, в котором этот лагерь превращается в пепелище и где он Геральт с Лютиком попадают в плен – стоит объединить. Все они имели два важных последствия: к отряду присоединяется Кагыр, отсоединив при этом Золтона и иже с ним, а так же все узнают, что Регис не кто иной, как вампир. Золтон просто уходит со своими друзьями обратно в свои горы, а с Кагыром там вообще странная история. Расписывать все его шпионские игры на три стороны я не буду, потому что 1. Не хочу и 2. Всё равно я и сама их ещё не до конца понимаю. Тут можно сказать только то, что он должен был привести Цири к Эмгыру ещё во время первого нападения на Цинтру, но он это гоне сделал, а вынес её из той мясорубки и отпустил. На Танедде он тоже не особо старался захватить девушку. И вот он является ведьмаку и утверждает, что хочет её спасти. Геральт, конечно, ему не особо верит, да и с чего бы, но делать всё равно нечего. Что же касается Региса, то никого это особо не колыхало. Даже того, кого должно было бы колыхать в первую очередь. Но Геральт у нас ведьмак особый, ему проще договориться с чудом, нежели убить, поэтому закончилось всё громогласным философским монологом Региса на тему вампиров, вставками Лютика, бубнением Кагыра, фырканьем Мильвы и Геральтом, который просто махнул рукой.
Заканчивается же роман на грандиозном побоище на мосту через Яругу и посвящением Геральта в рыцари. Печальной нотой началась эта часть великой истории о ведьмаке, печальной же и завершилась.
Роман весьма богат на события. Много интриг, много заговоров и политики. Ну и войны, которая тут представлена самой грязной и отвратительной стороной, которой когда-либо на моём читательском веку была где-либо представлена – своим лицом. В фэнтезийных мирах редко когда война описывается реалистично, обычно это что-то окловоенное, околоправдивое, гордое, амбициозное и, местами, красивое. Тут же война – это грязь, кровь, море смертей и разрушений, уничтоженные сёла и убитые люди, изрубленные дети и изнасилованные женщины, сожжённые леса и зверства, совершаемые лишь из жажды наживы и ненависти, кровавой пеленой застилавшей глаза в бою. Война – это ужасно и пан Сапковский едва ли не единственный, кто показа её лицо, и за это ему отдельная благодарность.
В общем – это чистой воды экстаз. Невероятная история, невероятный мир, невероятная книга, от которой местами было просто невозможно оторваться.