Больше рецензий

18 ноября 2016 г. 15:02

2K

5

Люблю такие книги: интригующее название, а также впечатление, что начинаешь читать что-то уникальное - когда рассказываю друзьям, что читаю "Приключения эрмитажных котов", их лица начинают расплываться в улыбках. И только я (в отличие от моих друзей) знаю, что книга не о котах...

Но приличнее все-таки будет начать с котов. Еще одна причина, по которой я заметила книгу "Приключения эрмитажных котов", наличие котов в нашем Российском Государственном Архиве Древних Актов, где мы работаем с мужем. У мужа есть знакомые среди сотрудников Эрмитажа, и когда в нашем Архиве происходит какое-то приключение с участием кошачьего племени, он иногда говорит - и в Эрмитаже тоже, наверное, что-то случается.

Главной героине Маше "показалась крайне смешной мысль о прописанных в музее кошках". Коты нашему архиву тоже требовались... Для меня так же, как и для "Маши", всегда было лирикой то, что котам в нашем архиве (о чем знают все до единого сотрудники) - в 19 веке полагался "кошт" (по-старинному), т. е. пропитание. Это был еще тогда архив Министерства Юстиции, который располагался в нашем здании.

Вот такая у меня была привязка к этой книге. А у героини Маши была привязка через кота Ваську ко всей таинственной истории, которая произошла с ней в современном нам Эрмитаже в ночь Рождества Христова. Обычные, невидимые глазу жители большого музея - это Петр Великий, полководцы войны 1812 года. Они не экспонаты, а свидетели славной жизни города, о которой Пушкин в книге говорит тринадцатилетней Маше: "в нашем городе можно написать картину или исполнить танец так, как живой человек сделал бы это на вершине своего мастерства". Исторический Петербург, о котором рыцарь Бутадеус (своеобразный питерский Воланд) говорит: "творческая энергия способна чудесным образом преобразить любое живое существо, придать ему невероятные силы, способности и таланты, нарушая все логические расчеты". И Бутадеус хотел лишить ее этой "энергии". Но Петербург не уходит как Китеж-град, он остается терпеть немощи человеческие...

Маша танцует прекрасный танец по прихоти Бутадеуса, отдавшего душу в залог дьяволу, сопереживает новой дуэли Пушкина, потому что более ничего не может сделать. Пушкин побеждает противника тем, что не стреляет в него, и слышит от него слова о том, что судьба человечества, и каждого по отдельности человека еще не решена. Поэтому Маша танцует еще раз на вершине своего мастерства, спустя много лет, и кто знает, удастся ли ей своим танцем так "пожалеть" Бутадеуса, что он получит такой дар, от которого изменится его вечная жизнь?