Больше рецензий
18 ноября 2016 г. 12:10
328
0 Математическое уравнение
РецензияОбычно ограничение себя в каких-то рамках приводит человека к дискомфорту, но именно в романе Сергея Носова скобки, в которые заключают себя герои, являются единственной защитной реакцией от безумия мира и уникальным пространством, где можно быть настоящим. Но они являются лишь иллюзией избегания проблем, т.к. все, кто пытается таким способом изолировать себя от неурядиц, лишь глубже погружаются в них.
Согласитесь, тема бегства от сложностей жизни активно используется уже последние несколько веков и в русской литературе: в начале XIX века этому придавался пафос романтизма, когда герой всё равно проигрывает в финале; в раннем реализме шло пародирование романтической парадигмы – и самым известным примером такого высмеивания стал Евгений Онегин; сейчас же тенденцией стал дауншифтинг. Но Носов не придерживается ни одной из вышеперечисленных линий, относясь с пониманием к кризису Капитонова и Мухина. Хотя это не сразу становится явным, ведь роман стартует с довлатовской манеры повествования, когда обычная поездка на поезде с небольшими организационными проблемами (что присуще многим конференциям) описывается невероятно трагикомично. Сам Капитонов кажется просто озлобленным на весь мир «небольшим человеком», а тот же Архитектор Событий – просто анекдотической фигурой. А уж постмодернистская постановка с размышлениями о роли оплодотворения в развитии судьбы – апофеоз весёлой абсурдности начала действия.
Но далее юмористический модус начинает резко терять позиции, а самому читателю уже и не до смеха становится, ибо математик Капитонов страдает не только раздражительностью и бессонницей, но и серьёзным недопониманием со своей дочерью Аней, делающей всё наперекор отцу. А уже через пару страниц мы подходим и к кризису другого персонажа, который остался только в виде текстовых записей, которые нужно расшифровать и понять. Опять же, темы декодирования шифра, вопросы двойничества и кризиса идентичности обсуждались не единожды в дискурсе мировой литературы, но как грамотно смешивает всё это Носов в блендере сюжетного конфликта! И в этом момент «не Мухин» так разгоняется в своих размышлениях, что можно и забыть о факте восприятия этой истории именно сквозь глаза Капитонова, который временно уходит на второй план. И диалог с Поправителем в пелевинской традиции становится тем самым теоретическим решением конфликта, с которым на практике должен справиться Капитонов.
При помощи совмещения серьёзного и смехового, настоящего и прошлого, живущего и умершего, настоящего и почти магического автору удалось создать одинаково лёгкий для чтения и многослойный в плане культурных отсылок и смыслов роман, где все сложные вопросы и проблемы в конце решаются простым методом отсечения лишнего, как это работает в той самой математике, которую и преподавал Капитонов. Поэтому книга Сергея Носова не покажется утомительной, но при этом она способна открывать новые мысли при повторном прочтении.
Комментарии
Но почему же вы поставили 0?((