Больше рецензий

16 ноября 2016 г. 10:39

684

4

О книгах такого рода мне всегда трудно сказать что-то толковое просто потому, что они вмещают в себя слишком много всего. И дело не в объёме, хотя он тоже внушительный (кажется, эта книга отобрала звание самой долгочитающейся у "After Forever Ends", с которой я сражалась летом). Дело именно в глубине наполнения.
Герои здесь - молодой мужчина, который прошёл войну, но для себя лично так и не смог её закончить и до конца от неё избавиться, и не по годам мудрая девушка-актриса с не особенно позитивным жизненным опытом, который, тем не менее, её не сломил. Именно их узнаёшь по книге лучше всего, остальные скорее статисты, на фоне которых ключевые персонажи раскрываются полнее, пусть даже второстепенные герои и имеют определённое значение как для сюжета, так и для лиц с первого плана. Забавно, когда в самом начале Гарри знакомится с Кэтрин, и выясняется, что их взаимоотношения по сути своей жуткий мезальянс, ожидаешь, что главными антагонистами окажутся родители девушки, которые будут всячески противиться их отношениям и ставить молодёжи палки в колёса. Однако на деле всё намного глубже, и родители оказываются адекватными, разумными и понимающими людьми, а истинные проблемы лежат совсем в иной плоскости. Причём сложно так сходу охватить весь круг этих проблем. Пожалуй, правомерно было бы сказать, что это проблемы общества в целом, в частности - американского послевоенного общества. И их много. И, как показывает практика, не всегда удаётся их решить.
Хотя повествование охватывает не слишком долгий период времени (если не брать в расчёт различные ответвления вроде флэшбэков Гарри), сама книга оказывается действительно длинной. Причём нельзя сказать, что повествование растянуто; скорее, дело в том, что оно изобилует разного рода описаниями. Марк Хелприн создаёт их мастерски, и благодаря им визуализировать то, о чём читаешь, становится намного проще, и не возникает желания выкинуть их из текста - потому что нет ощущения, что они лишние, всё вписывается в сюжет очень гармонично. Особенно прекрасными были описания послевоенного Нью-Йорка, которых в книге полно; складывалось впечатление, что город принимает такое же участие в происходящем, как, собственно, другие герои романа.
Язык автора безумно красивый, по сути, это, наверно, одна из самых красивых книг, которые я когда-либо читала.
И, хотя сюжет разворачивается так, что подсознательно понимаешь, что счастливый конец здесь вряд ли будет, истинная концовка всё равно становится тем самым пресловутым сброшенным на голову кирпичом. Притом, что автор постепенно подводит и готовит читателя к этому - всё равно в произошедшее как-то не верится до конца. Всё кажется каким-то не таким. Неправильным. А может быть, просто тягостно осознавать, что война действительно для кого-то так и не закончилась и уже не закончится никогда. Не знаю.