Больше рецензий

valeriya_veidt

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 ноября 2016 г. 19:24

891

4.5

Дино Буццати – литературное открытие этого года для меня лично. Не зря многие филологи указывают, что в творчестве итальянского мастера проглядывается ощутимое влияние экзистенциальных произведений Франца Кафки.

Кстати, Буццати после выхода «Татарской пустыни» вспоминал, что материал для романа ему давала однообразная работа в газете «Коррьере делла сера»; только герои романа – не репортёры, а солдаты, что легко объяснимо: солдатский быт проще представить в выгодном для Буццати сером цвете. После этого ещё легче провести параллель между творчеством Кафки, пищу для произведений которых также предоставляла рутинная работа в страховом обществе.

Мне кажется важным упомянуть хотя бы несколько тем, поднимаемых Дино Буццати в «Татарской пустыне». Все эти темы содержат в себе философскую подоплёку; да и самому роману лучше всего, на мой взгляд, подходит определение «философская притча».






ФИЛОСОФИЯ ВРЕМЕНИ


Главный герой романа Джованни Дрого – самый обычный молодой офицер, которого по распределению направляют служить в отдалённую крепость. Сначала наш герой ждёт четыре месяца, чтобы сказаться больным и ухать, но каким-то непостижимым образом проходит четыре года. Вследствие ряда случайностей и неудач Джованни Дрого остаётся в крепости почти на всю жизнь. Ему кажется, что впереди – вечность. Но время неумолимо. Когда пытаешься схватить время за хвост, вдруг выясняется, что оно необратимо, а потому безжалостно.

Джованни Дрого, как и любой другой человек, не в силах сопротивляться бегу времени; оно съедает его мечты, желания и надежды. В конце концов, время пожирает Джованни. Однако самое страшное состоит в том, что истина эта открывается для Дрого слишком поздно… И в этом есть трагедия всех неуспевших пожить в настоящем.

Время между тем проносится быстро. Неслышно, но всё более стремительно отмеряет оно течение нашей жизни, и невозможно задержать даже мгновение – просто для того, чтобы оглянуться назад.





ФИЛОСОФИЯ ОЖИДАНИЯ


С ожиданием всегда так или иначе связаны надежды. Всю свою офицерскую жизнь Джованни Дрого ждёт удачи – момента, который бы показал и объяснил ему, зачем нужны были эти десятилетия служения непонятно чему. Джованни надеется, что однажды на крепость нападут полчища врагов, и он будет защищать её собственной кровью. Наш герой всё-таки сумел отыскать смысл своей однообразной офицерской жизни.

Но ирония состоит в том, что к тому моменту, когда враги решаются атаковать крепость, Джованни серьёзно болен… И смысл жизни блекнет, а потом и вовсе исчезает. Получается, Джованни посвятил всего себя процессу ожидания – занятию пустому.

В глубине души у него с молодых лет сохранилось пусть нелепое, но неодолимое предчувствие роковых событий, смутная уверенность, что лучшее в его жизни еще и не начиналось.





ФИЛОСОФИЯ СМЕРТИ


Как ни была бы абсурдна жизнь Джованни Дрого, всё-таки предстоящая встреча со смертью приводит Джованни к согласию с самим собой. Наш герой понимает, что последняя битва – самая главная битва в его жизни – ещё впереди. Неважно, где ты умрёшь; важно, как ты встретишь смерть – со страхом ли, с надеждой, а может, даже воинственно… Главное, что человек при этом должен оставаться самим собой, не теряя при этом собственное достоинство. Может, в этом и есть смысл жизни?

И сразу же былые страхи рассеялись, призраки сникли, смерть утратила свой ужасный облик, превратившись в нечто простое и согласное с природой.


АМИНЬ.