Больше рецензий

Wealozza

Эксперт

Библиотекарь Кроули

13 ноября 2016 г. 16:35

201

5 Тот момент, когда бери и разрывай книгу на цитаты...

Человек видит лишь то зло, которое есть в нем самом.

Алексей Юрьевич, что же вы таки со мной делаете, а? Моё восприятие внешнего мира и так уже слишком серое и невзрачное, чтобы реагировать на него должным образом, а тут ещё настолько крутая книга с божественно прописанным... ВСЕМ, что вообще расхотелось возвращаться в реальность и остаться там, на страницах романа, среди воды, дождей и тумана Риерты, интриг и опасностей, рядом с людьми, знающими цену жизни, умеющими быть как жестокими и неумолимыми, словно Рок, так и добрыми и всепрощающими, словно воплощение милосердия. Как вскользь заметила моя подруга: если от книги не хочется отрываться, а если всё таки приходиться, то её мир не отпускает и заставляет видеть реальность в серых тонах, то книга эта воистину великолепная. Этот же роман мне даже снился. Точнее, снился сюжет, смешанный с ещё кучей составляющей. История Итана Шелби, некой альтернативной реальности начала двадцатого века и минерала-замене электричества заставляет воистину читать не отрываясь. И да, читать, забив на модули, контрольные и кучу научной литературы, которую надо прочитать к сессии.
Итак, что у нас есть?
У нас есть некий альтернативный мир начала 20-го века (там то ли 1911 год, то ли 1921, забыла) с его индустриальным развитием, большим количеством огнестрельного оружия и моральными законами для человечества. Он действительно похож на наш и если постараться, то в местных государтсвах можно обнаружить облики наших стран: Королевство - это Великобритания, Конфедерация Отцов Основателей - Америка (без Канады, занятой индейцами и Южной Америки и Мексики, находящихся под властью инков/атцтеков/майя, что, кстати, охренеть какой крутой поворот сюжета), искирская Империя - это, скорее всего, Китай я так думаю, или, сейчас вот в голову пришло, что-то типа Монгольской империи Чингисхана. Эти вот примеры прям в глаза бросаются, но есть и такие, над которыми подумать надо. Например, Республика (это, возможно, Франция, хотя я и не уверена), а сам город-государство Риерта вообще аналогий не находит.
В этом мире до сих пор конфедираты используют чернокожих как рабов, потому что их континент погиб, огнестрельное оружие имеет столько видов, сколько нашему миру не снилось даже сейчас (и не удивительно, жанр книги уж больно сильно походит на нечто такое околостимпанковское), а шестнадцать лет назад прошла Великая война, по масштабам не уступающая нашей Второй мировой (хотя, скорее всего, это и есть её аналогия). Развитие этих государств не так давно начало соседствовать с углём и паром, но одно открытие потрясло мир до основания, отодвинув их на самые задворки прогресса - мотрия, минерал, найденный на дне озера, омывающего Риерту. Кристаллы эти после должной очистки и переработки превращают в жидкость, дающую энергию для всего, вот только она безумно опасна, хотя то количество денег, которое приносит её продажа, позволяет закрывать на это глаза. При долгом контакте с моторией человек начинает мутировать, превращаться в чудовищ - контаги - не имеющих ничего общего с человеческим существом. Или же, в некоторых случаях, обретает силу - ингениум - сверхчеловеческие способности, помогающие ему совершать всякие фокусы, типа прыжков в пространстве. К сожалению, даже научившись использовать ингениум, человек не застрахован от безумия и превращения в контаги, поэтому таких людей используют на благо государства, превращая их либо в плакальщиков (служащих закону), либо в кукол (работники криминальной стороны города), поэтому или скрывайся и никому не показывай свою силу, или умри.
Вот такой вот небольшой экскурс в сеттинг мира. Это, конечно, далеко не всё, что хотелось бы сказать, но если продолжать, то получиться просто пересказ самого романа, к тому же это будет очень долго. Ещё хочется сказать пару слов про главного героя, но об этом чуть ниже.

Горе и боль всегда лежат рядом со счастьем, и тому, кто живет хорошо, лучше все время ждать беды. А начнем мы наш рассказ с черного пепла, осыпавшегося с самого неба…
Зачин английской сказки

Буквально сразу, с первых строк пролога, читателя затягивает в шторм интриг, которые будут аукаться потом на протяжении чтения всего романа. Как я комментировала эти несколько страниц пролога, из которого, в принципе, мало что становилось понятно, ну, кроме того, что если уж начало такое, то потом нас ждёт полная жопа: кишки, хардкор, перерезанное горло и шестизарядный револьвер, разрывающий людей в мясо. Да, сразу становиться понятно, что это вам не дамское чтиво с розовыми соплями в сахаре. По сути, весь роман будет состоять из чего-то подобного: беготня, взрывы, убийства, монстры, кровь рекой, капелька магии, которая тут и не магия вовсе, интрига, куда же без неё, и море философии и психологии, которую только так записывать в блокнотик под грифом "поразмышлять на досуге". А ещё главный герой с настолько правильными моральными устоями и ориентирами, что любой его поступок воспринимается как истина в последней инстанции.
Итан Шелби, тридцати шести лет от роду, в своей жизни повидал многое. В двадцать лет он добровольцем пошёл на войну, согласился на эксперименты с ингениумом, четыре года воевал с искирами, наблюдая, как его товарищи гибнут один за другим, провёл почти полгода в окружении врагов в лесу, выжил, но остался один на один с пламенем ингениума и тенью на периферии зрения. Вернувшись с войны он так и не смог вернуться к мирной жизни, поэтому стал полицейским. Тут очень хорошо подходят цитата из "Шерлока":

Война не преследует вас, доктор Ватсон. Вам не хватает её.

В этой же книге, ближе к концу, будет одна интересная мысль на тему, что те, кто вернулся с войны, уже никогда не смогут полностью адаптироваться к мирной жизни. Им не будет хватать адреналина, опасности, каких-то действий, постоянного движения и хождения по краю лезвия. Вот так и Итан: сначала покрутился на криминальной стороне Риерты, потом работал в полиции столицы Королевства, а потом стал частным сыщиком, скажем так, специализирующемся на поиске людей. Так и жил, перебиваясь от работы к работе, избегая дождя и сырости, которых искренне ненавидел, наблюдая за тенью, скользившую где-то на краю зрения и подавляя ингениум, плескающийся в крови разъярённым пламенем. Четно, этот персонаж вот просто один из лучших книжных мужиков, попадавшихся мне в моей читательской карьере и я совершенно не знаю, как это объяснить. Он представитель того поколения, которое в нашем мире можно было бы назвать "джентльменским", он смелый, самоотверженны, умный, наблюдательный, скептичный, ироничный и немного циничный. Он знает толк в традиционных подходах, но прекрасно принимает прогресс, особенно в плане женщин, которые после войны всё сильнее отступают от традиционных платьев-и-ни-слова-не-говори-ты-же-всего-лишь-баба, за что достоин отдельно плюса. Он практичен и осторожен, что не мешает ему иметь твёрдые моральные принципы, которые часто заводят его в такую беспросветную жопу, что лучше бы их не было. Он может рассуждать о политических проблемах других государств, но делает это осторожно, без лишних движений и резких высказываний, придерживаясь принципа невмешательства и разбора ситуации под разными углами. Он храбр и, местами, безумен настолько, чтобы ввязываться в сомнительные приключения только потому, что его весьма правильные моральные ориентиры просто не могут позволить ему остаться в стороне, ибо четыре года войны и реки крови были пролиты не просто так. И да, этот герой описан таким образом, что со всеми своими достоинствами и преимуществами перед другими персонажами, не выглядит наигранным, неправдоподобным и чересчур перегруженным хорошими чертами, вовсе нет. У Итана есть свои черти в голове и скелеты в шкафу, есть эпизоды в его жизни, которые не хочется вытаскивать на свет, ибо за такое ворота в рай для тебя всё равно будут закрыты, причём раскаяния там, или ещё какого ненужного чувства он не ощущает, что, собственно, ещё ближе придвигает его к аду. Он убивал людей, причём не только в то время, пока находился непосредственно на поле боя и вряд ли они в первую очередь приходят ему в голову, когда кто-то вспоминает о Великой войне. В общем, да, Итан Шелби далеко не хороший человек, и именно это, с моей точки зрения, делает его по настоящему живым человеком в глазах читателей. Кстати, небольшой дисклаймер, у него имеется замечательная особенность, идущая в купе с ингениумом: он взаимозаменяет понятия вкуса и цвета. Например, "глаза вкуса пепла" или "кожаный воротник вкуса засахарённой фиалки". Не знаю, меня это так сильно торкнуло, что я потом ходила и пыталась применить это на практике. Оказалось сложнее, чем можно было подумать. Да и во время чтения пойди подбери цвет под столь интересное сравнение.
Ух, что-то я увлеклась описание главного героя, это на меня не похоже:) Хотя, я уже рассказала всем, кому только можно, что у меня появился новый любимый книжный мужик, так что не удивительно.
Что до сюжета, то тут всё очень запутано. Я нынче придерживаюсь концепции "рецензии без спойлеров", так что в двух словах.
С момента Великой войны прошло шестнадцать лет. За это время мотория вошла в оборот практически повсеместно. Конечно, не в каждый дом, слишком уж дорогая вещь, но всё же теперь её могли себе позволить не только самые богатые. Под её влиянием мир развивается, богатые Риерты жиреют на доходах, а бедные умирают от пагубного влияния минерала, паров Железной Хватки (металлургический завод) или превращаясь в контаги - безумных монстров, обуреваемых лишь жаждой плоти. В городе вспыхивают восстания революционеров и бунты недовольных рабочих заводов и фабрик, жестоко подавляемые тайной полицией и плакальщиками. Именно в такой вот гадюшник и угодил Итан Шелби, поддавшись двум своим качествам: благородству и отсутствию желания подчиняться чьим-то указам добрым советам. Он попал в тюрьму, сбежал, прошёл район обитания контаги, пообщался с революционерами, повёлся на просьбу дамочки о помощи проникновения на некий секретный объект, едва не был обит искирской шпионкой (несколько раз), а под конец романа и вовсе согласился помогать повстанцам. Вот тебе и принцип невмешательства в политические интриги другого государства.
Отдельно хочется упомянуть о двух вещах: описании района Старой Академии, населённого контаги, и ГлавГероине Мюриол Бэрг.
Спасибо Алексею Юрьёвичу за хорошо женского персонажа. Огромное спасибо. Как уже вам известно (ну, тем кто читает другие мои рецензии) у меня совершенно не складываются отношения с женщинами в книгах. У меня настолько мизерное количество любимых книжных баб, ну или хотя бы тех, кто бы нравился и не вызывал фейспалма, что Мюр стала просто подарком судьбы. Умная, целеустремлённая, знающая цену себе и своим желаниям, рассчитывающая на собственные силы, не пытающаяся выглядеть тем, кем не является и, самое главное, не кисейная барышня, визжащая при виде мыши, на протяжении чтения она вызывала только положительные эмоции. Вторая вещь - это Старая Академия. Однозначно, автор питает слабость к описанию всякого рода ужастиков, ибо тут в голову сразу приходит эпизод из первого тома "Хроник Сиалы", в котором Гаррет полез в закрытую часть города не помню уже зачем, и напоролся там на всяких духов, призраков и странное хохочущее нечто, которое мурашки по спине пускало. Затопленный район, заброшенные дома, руины некогда прекрасных построек и куча контаги, настолько стрёмных, что читать ночью, как делала это я, не советую.
В общем - это великолепная книга. Интересный сеттинг, продуманный сюжет, ГГерой, ставший одним из моих любимых, ГГероиня, вызывающая исключительно положительные эмоции, закрученные интриги, замешанные на политике и деньгах, философские рассуждения о войне, которые как нельзя актуальны в данный момент, непревзойденная визуализация Риерты и, святые печеньки, надеюсь вторая часть выйдет не через семь лет.