Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 ноября 2016 г. 17:10

498

2

Палама вполне традиционен: поститесь-молитесь-подвизайтесь-слушайтесь духовных отцов, бойтесь ада, стремитесь к царствию небесному, все земное тлен, главное добродетель итп. Часть проповедей обращена к монахам, часть - к мирянам. К мирянам Палама, правда, выдвигает заниженные требования, даже в одном месте говорит, что не грешить мы не можем, и хорошо уже будет, если мы будем "умеренны" в страстях. Добродетели верующих - "воздержание, целомудрие, любовь, творение милостыни, справедливость, истинность". Как водится, сотни слов о том, каким должен быть верующий, чего ему не делать и что делать, чтобы спастись, но нигде ни единого слова о том, как можно это осуществить - т.е., например, как можно не гневаться или не завидовать, если из тебя гнев или зависть прет. В общем, сплошное словоблудие, все довольно скучно, многое я читала по диагонали. Но есть некоторые забавные моменты.

например...


Например, проповедуя в день памяти Иоанна Предтечи перед монахами в каком-то монастыре, скорее всего, Иоанну и посвященном, Палама говорит, что Предтеча - символ подвижничества, постник-нестяжатель-мученик и пр. Монахи должны ему подражать, разумеется. Но как?

Итак, он кормился фруктами и корнями растений или диким медом. Имел же он только одну одежду ... Мы же изобилуем таким большим количеством продуктов питания и одеждой, имея склады и хранилища, полные пшеницы и вина, булочные и пекарни и, одним словом, все необходимое.

Тут бы Паламе и посетовать, что нынешние монахи далеко отошли от первоначального идеала? Куда там!

Возблагодарим же дарователя сих вещей - Бога и Его Предтечу, благодаря которому все это даруется нам без нашего труда, как бы от источника проистекая нам, и принесем это в славу его, делами воздавая благодарение ему; потому что если мы будем довольствоваться сим общи монастырским достоянием, мы будем не очень далеки от Иоаннова нестяжательства и терпения. Ибо хоть он и недостижим во всем, однако, как его кормил Бог, так и мы кормимся дарами Божиими; если же имеем свои собственные частные деньги и вещи, вот это страшно и делает нас далекими от общения со святыми.

Что называется, снимаю шляпу: надо же так ловко все вывернуть и остаться в беленьком! Т.е. иметь частную собственность - это стяжание. А жить в монастыре, который сам имеет в собственности земли и целые деревни с крестьянами, которые на него и пашут, и обеспечивают монахам все эти "склады и хранилища, полные пшеницы и вина, булочные и пекарни и, одним словом, все необходимое", - это нестяжание! То есть если ты не работаешь и "без труда" имеешь все необходимое за счет того, что другие пашут на твой монастырь, то ты, брат, недалеко от совершенства пустынника Иоанна. О-фи-геть.
Стоит ли после этого удивляться каким-нибудь часам Гундяева или мерседесам того или иного батюшки, или даже яхте депутата? - им же все это, как они говорят, доброхоты подарили, т.е., натурально, люди "кормятся дарами Божиими", как иже во святых отец наш Григорий Палама! И чего еще кто-то недоволен?
Прав был Плифон: трутни они трутни и есть.

Конечно же, всяческая апология институциональной церкви. Без отпущения от священника нет прощения грехов, - говорит Палама. - Надо непременно ходить на исповедь! Вот и ходят до сих пор, и ходят... Где только святые или хоть как-то усовершившиеся духовно, не видно что-то. Ах да, Палама же говорил, что безгрешность недостижима, надо быть хоть немного умеренным )) Задавил в себе желания, ведешь себя внешне благопристойно, ну и окей...

Из Богородицы Палама сделал прямо-таки второго Бога. Ну, или богиню )) Он называет Ее посредницей между Богом и человеческим родом, царицей всей видимой и невидимой твари, вообще описывает Ее точно теми словами, которыми более ранние отцы описывали только Христа и Его роль в мироздании. Она у Паламы не только "граница между тварной и несотворенной природой", но помимо Нее в будущем веке никто не получит даров от Бога. Интересно, как он до такого богословия дошел? Я нарочно заглянула в проповеди о Богородице св. Иоанна Дамаскина - там вроде ничего похожего еще нет. Это что, плоды исихазма? ОО Впрочем, это, скорее, плоды имперской культуры: разве можно к императору просто так заявиться с просьбой? нет, только через посредничество, и чем могущественнее посредник, тем лучше. А еще скорее - все-таки плоды монашества )) Женщинам сподручно любить Христа как мужчину, а вот мужчинам как же быть? Вот они и создали себе богиню )(

В проповеди на слова Христа "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы с ними поступайте" Палама рассуждает о том, что в этой заповеди - весь закон, приводит примеры, в общем, все хорошо, я даже подумала: вот хорошая проповедь!
А потом он переходит к следующим за этими словам: "Если благотворите благотворящим вам, какая вам благодать, ибо и грешники то же делают" итп, и говорит, что христиане должны благотворить и любить всех, независимо от их к ним отношения. И вдруг:

Те, кто в ответ на любовь к себе не отвечают любовью и огорчают любящих их, являются худшими, чем мытари и грешники. Насколько же худшими и их являются те люди, которые своими делами и словами воздают противоположное! Таковыми, конечно, являются и те, которые бунтуют против городских начальников, ежедневно принимающих на себя не малые заботы о них, те, которые не проявляют должной лояльности царям, поставленным Богом, те, кторые не смиряются под крепкую руку Божию, не покоряются Христовой Церкви и безрассудно питают бешеное раздражение на предстоятелей Церкви, старающихся о них и всякое добро и пользу им желающих и вымаливающих и делающих, сколько есть сил.

Ахаха.

Бедные, бедные христиане! Мало того, что спасаемые деляться на три чина: рабы (состоящие в браке), наемники (вдовцы) и сыны (девственники), но состоящие в браке даже с законным супругом не могут лечь в постель без греха. По Паламе, любовь к телу и услаждение его - причина греха. Любое зачатие априори греховно, т.к. сопровождается сильным удовольствием, так что "во грехах родила меня мать моя" и всем нам по факту рождения передается грехолюбие, с которым надо непрестанно бороться. Плотское вожделение "привносит осуждение" даже в браке, оно животно и является тлением, так что только Христос нас от этого может освободить. Христианам лучше и от своих жен воздерживаться, а на др. женщин тем более не смотреть, а то вдруг че не то подумаешь!

Любовь к Богу рождается через молитву, а молитва рождается из желания рая и страха ада. Когда Бог в нас не действует, все, что мы делаем, - грех. Это Палама о христианах говорит, а что уж о нехристианах сказать, по такой логике... В одной проповеди он рассуждает о том, зачем Бог сотворил столько людей, которые не спасутся. А как же! - говорит Палама, - свобода воли! Много он рассуждает там о свободе воле и призвании человека Богом, и все это, надо сказать, никакого отношения к реальности не имеет. Вообще, я ужедавно замечаю, что отцы церкви, описывая человека и его отношения с Богом, описывают какого-то идеального человека в сферическом вакууме. Т.е. такого, который заведомо имел возможность познать Бога в истинной версии (т.е. православной), соответственно по доброй воле и полностью сознательно Его принять или отвергнуть, а потому и получить по делам своим и вере воздаяние. Тогда как в реальности таких людей, с такими возможностями, в мире очень малый процент и был, и есть, и будет. Это даже сейчас, при наличии интернета и пр., а что уж о прежних временах говорить. Но Паламу это не смущает: даже если б один человек из всех спасся, все равно надо было бы сотворить мир, ибо "один праведник лучше тысячи грешников", вот и весь сказ. А остальные все в ад!

В одной проповеди он говорит, что в будущем веке не будет ни воздуха, ни света, ни места итп, но вместо всего будет Бог. Вот интересно, а тело где тогда будет и зачем оно вообще нужно. Иконопочитатели в 9 в. жестко настаивали на том, что воскресшее тело будет описуемо и, соответственно, будет занимать и место, и все, хотя будет нетленным. А тут тебе пожалуйста - полное отсутствие чего бы то ни было подобного. Никифор Григора, кстати, паламитов в иконоборчестве обвинял - ну что ж, такая концепция вполне позволяет. Интересная тема вообще-то ))

В целом - не тянет Палама на лучшего выразителя и последнего синтезатора всей православной традиции. Он не синтезатор, а компилятор, и притом с весьма странными уклонами по временам. Да и вообще вся эта его идеология - для крестьян и дворников, я бы сказала. Ну, или вообще для бездельников )) Похваляя перед паствой роль ума как органа познания Бога и общения с Ним, Палама говорит, что Бог таким образом устроил человека, чтобы при любых телесных занятиях он мог ум и душу обращать к Богу. О горе, горе! Что же делать бедным ученым, переводчикам, писателям и прочим творческим людям, которые работают не мышцами, а головой, причем более-менее постоянно занимают ум какой-то работой? Им, получается, нет места в таком святоотеческом христианстве. "Идеальный христианин" Паламы, исихаст этот обскурантный, презревший научные занятия и всю мирскую жизнь, живущий в темной келье и непрестанно "сворачивающий ум в молитве" и достигающий обожения, в принципе как объект подражания невозможен, а потому во всей этой концепции нет смысла.

Перевод проповедей не всегда хорош. При сверке нескольких мест с оригиналом обнаружились неточности и ошибки. Но для общего знакомства с идеями Паламы это, конечно, не существенно.