Больше рецензий

sher2408

Эксперт

Шнырлиц - регулировщик хвоста, завиватель спиралей

31 октября 2016 г. 17:41

1K

5 Житие эксцентричного злодея-мистика.

Книга Леонида Юзефовича об одиозной личности барона фон Унгерна-Штернберга весьма интересна и «цепляет» моментально. Удивительной силы воли был барон, бесстрашный, чудовищно жестокий, с отчаянной сумасшедшинкой, ведь недаром монголы прозвали его «богом войны» и столько легенд возникло вокруг его персоны. Сейчас, наверное, даже историки не смогут отличить правду от выдумки, но одно бесспорно – этот человек в эпоху всепоглощающего хаоса совершил невозможное, создал прецедент – с небольшим, по сути, войском восстановил независимость огромной страны Монголии и заставил сотрясаться могучий Китай. Его панически боялись и ненавидели китайцы и большевики. Для кого-то он остался божеством и героем, для кого-то - дьяволом во плоти, палачом и преступником.

Возможно, если бы барона не предали подчиненные, то и карта мира выглядела бы сейчас совершенно иначе - существовало бы Срединное Азиатское государство, а может и вся Евразия была бы под властью «желтых» азиатских народов… Кто знает…

Юзефович собрал и обработал фактологический материал, легенды и мифы о бароне Унгерне. Его труд читается скорее как остросюжетный приключенческий роман, нежели как нон-фикшн. Отсюда и определенное количество повторов, и сложность в отделении гипотез от фактов, поскольку в пылу азарта принимаешь все за чистую монету. Вот и получается, что плюс легкости изложения погашается минусом домыслов, и тут уже без пуда шоколада не разобраться. Тем не менее, я уверена, что данная книга представляет отличную реконструкцию жизни экзотичного русско-немецкого Чингисхана и прекрасный анализ его феномена, насколько это, конечно, возможно в условиях мифологизации изучаемой личности.

Порадовал иллюстративный материал, представленный в книге – здесь есть фото самого барона, виды Монголии, многочисленные фотографии дворцов, монастырей, тюрем Урги (ныне Улан-Батор); запечатленных на пленке празднеств и казней; портреты военачальников и солдат, русских и монголов, представляющих различные сословия. Словом – настоящий фотосрез жизни русских в 1920 -1921 годах в Монголии и Китае.

P.S. Я принимаю близко к сердцу все книги, рассказывающие о Китае и, в частности о городе Харбин, потому что мой прадед с 1903 года работал на КВЖД, и 34 года с женой и детьми (а их было шестеро) прожил в Харбине, в котором, кстати, бывали и барон Унгерн и атаман Семёнов. И благодаря рассказам старшего поколения в нашей семье с детства знают о «похождениях» этих незаурядных исторических личностей и их дивизий. А может потому, что листая старый семейный фотоальбом со снимками 1910-1930-х годов, я натыкаюсь на фото, снятые на фоне зданий Харбина и на портреты бабушкиной красавицы-подружки с загадочным китайским именем Липо Лай…

Комментарии


спасибо! Давно хочу прочесть эту книгу, тоже интересуюсь Харбином. Хотя, у вас повод гораздо серьезней. И как, легенды вашей семьи, совпали с картиной автора?


Не за что:)
Да, кое-что из того, что прадед рассказывал совпало - о женитьбе Унгерна на принцессе, о зверствах его, о "пестроте" его войска, о том, как его панически боялись китайцы, и легенды о том, что он остался жив, сбежав из плена,.. ведь тогда в харбинских газетах много чего "разного" писали.


а зверства против кого? И какое у вас впечатление о Харбине, от ваших предков? У меня лично представление как о пересыльном пункте, где застряли несчастные люди, между двумя странами, между прошлым и настоящем. Я не представляю себе, как можно было строить свою жизнь дальше, оказавшись в Харбине. Надо прочесть книгу


Унгерн был очень жесток, говорили, что он мог совершить ужасные вещи (пытки/чудовищные казни) не только с пленными, но и с подчиненными не только за проступки, но и если было плохое настроение, да и грабить им позволял (но не в Харбине, туда он своих не особо допускал, в основном офицеров). Но тут сыграло свою роль и то, что его дивизия была мягко говоря разношерстная. Прадед говорил, что за бароном (в один из его приездов в Харбин) ушла вся местная шушера, очевидно в погоне за наживой.


Я бы не сказала, что Харбин "пересыльный пункт", ни в коем случае. Возможно он был таковым для тех русских, которые затем эмигрировали в Америку, Европу, не для тех, кто привык шиковать. Для тех же кто остался, это был хороший дом.

А чтобы ответить на остальные вопросы, придется начать издалека.
Мой прадед не эмигрировал в Харбин после революции, он приехал туда намного раньше. Он в 1903 году вышел в отставку (был унтер-офицером) и ему предложили работу на КВЖД и жилье в только что построенном Харбине. Там и родились 4 из 6 детей. Семья прожила там более 30 лет, из воспоминаний старшего поколения - жили хорошо, пока дети не выросли, работал только прадед, жена занималась хозяйством и детьми,но этого хватало на дом и все необходимое. В городе сразу была создана хорошая продуманная инфраструктура. Все дети получили отличное образование (например, моя бабушка закончила Счетно-финансовое отделение "Индустриально-траспортного техникума КВЖД для детей граждан СССР", братья стали инженерами-машиностроителями, закончив Российско-китайский промышленный институт), в дальнейшем, вернувшись в СССР все считались отличными специалистами. Старшие дети успели поработать в Харбине также на КВЖД.

Затем крах империи. Естественно, информация о происходящем в стране была - были советские газеты, но были и американские. Там уж каждый выбирал будущее сам.

В 20-х годах вышел указ, что на Китайской Восточной Железной дороге могут работать только советские подданые, прадед принял подданство и остался.

Город изначально был очень красивый, кто хотел и не бездельничал прекрасно там жил. Был организован досуг, медобслуживание, можно было выезжать отдыхать в курортные городки Китая (у нас сохранились фото из Фуляэрди). Кстати, когда вернулись в СССР, было заметно что в Харбине уровень жизни был повыше.
Да отлично жили - все было. Отношения с китайцами были дружескими. Бабушка говорила, что все держались друг за друга независимо от национальности и очень тепло отзывалась о нескольких китайских семьях с которыми контактировали-дружили.

Опять же, со слов прадеда, в 20-х уехали за рубеж в основном представители высших слоев общества, белые офицеры, мечтатели да те, кто гнался за легким заработком.
Потом было несколько указов, часть служащих возвращались домой, часть приезжала из СССР.

А вот в 30-х пришли японцы и началось перетягивание Харбина и КВЖД в три стороны - Китай, Япония, СССР. Хуже всего то, что мало кто из жителей понимал обстановку (кроме оставшихся управленцев, конечно).
Затем продажа КВЖД. И в течение почти 2 лет служащих КВЖД с смеьями вывозили домой в СССР. Нашей семье в общем то не оставили выбора, не работали бы на КВЖД, остались бы в Харбине. Прадеду было обещано что семью вернут на родину - в Беларусь. И вдруг - приказ народного комиссара внутренних дел Союза ССР № 00593 - под этот указ всех харбинцев-КВЖДшников арестовывали, не разбираясь.
Довезли нашу семью до Узбекистана, выдворили из вагонов, скот забрали, почти все имущество тоже, всех мужчин пересажали (сыновей, зятьев), кроме прадеда - наверное из-за возраста, да потому что болел. Кое-кто вышел через год, кое- кто через 8 лет, двое не вернулись.

Так что в Харбине прекарсно можно было построить свою жизнь, было бы желание.


спасибо за такой интересный ответ, несколько раз перечитала. Да уж, необычная судьба была у ваших предков. И вы меня убедили, что я ничего не знаю о Харбине, надо будет восполнить этот пробел.


Не за что:)
К сожалению, практически все книги что мне попадались о городе, рассказывают именно о "белом" Харбине, поэтому показывают жизнь города только с одной стороны.
Единственная книга, из попавшихся мне в руки, которая довольно неплохо освещает жизнь города и его жителей в разные года, от строительства и до нашего времени - "Русский Харбин" Гончаренко О. Г. (однозначно есть в интернет-библиотеках)
А вот о белом, эмигрантском Харбине, пожалуй лучше всего рассказывает "Белый Харбин. Середина 20-х" Г. В. Мелихов


вот спасибо за дельный совет! книги скачала, теперь надо найти время прочесть. А то у меня очень превратное представление о Харбине, именно что только о "белом".