Больше рецензий

Wealozza

Эксперт

Библиотекарь Кроули

28 октября 2016 г. 00:49

432

4.5

Людям нужны плохие книги, чтобы научиться отличать драгоценность от мусора ©

Я всегда считала, что плохих книг не бывает. Есть литература на любителя, есть откровенный стёб, написанный ради стёба над тем или иным жанром/темой/героем/типом персонажа, есть книги, обогнавшие своё время и только поэтому не принятые обществом и конкретным человеком, но откровенно плохих произведений не существует. Мне попадались такие произведения. Я ставила им не высокую оценку, аргументируя её непониманием идеи или сюжета, "не своим" форматом, не подходимостью ко времени и убеждала себя в верности вышесказанного утверждения. А потом я прочитала "Сирену" Киры Касс, вытерла кровь и слёзы, вытекшие из глаз, и поняла, что, к огромному сожалению, плохие книги имеют место быть. И, зачастую, вины самого автора в этом фактически нет. Взять хотя бы ту же Киру Касс и её трилогию "Отбор", которая вполне себе так даже ничего, приятна и располагающая к хорошей оценке.
К чем я это? Да к тому, что в сравнении познаётся жизнь, поэтому "Янтарь и Льдянка" в моих глазах вознеслись на пьедестал шедевра бабско-фэнтезийной литературы, хотя и имеют однозначные минусы, которые я великодушно пропускала мимо ушей. В смысле мимо глаз. Вот просто лучшая книга о любви, магии и дворцово-государственных интригах, которых даже было многовато (хотя нет, не самая лучшая, конечно, но сравнение же, сравнение). В этом романе есть все: толика магической академии, действие в которой происходит в первой части книги (хотя, могло бы быть и поболее, ибо название, серия, в которой издана книга и её аннотация к этому очень даже располагают); плавно развивающаяся любовная линия, идущая от ненависти (которой, кстати, как пор мне и вовсе не было) к дружбе (вот это ближе к правде) и до любви, которая тут представлена не ванильными соплями в сахаре, а взаимным уважением, пониманием и нежной привязанностью; есть магия, не ограничивающаяся изучением её на уроках, а играющая весьма важную роль в сюжете; есть довольно колоритные дворцово-государственные интриги, описанные настолько хорошо, что мне, как историку, видится тут изучение матчасти; есть парочка крутых поворотов сюжета, выныривающих оттуда, где их вовсе не ожидаешь; есть милый и приятный финал, не топящий читателя в соплях; есть главные герои с настолько классными характерами, сопоставимыми с их возрастом, что хочется перед автором снять шляпу и поаплодировать, ибо этот сарказм, эта ирония, этот юмор (местами черноватый даже), этот восхитительный яд и умение быть серьёзным, когда это действительно нужно, присущее Янтарю, и некая беззаботность, нервность, невсебешность (да, я мастер придумывать новые слова) и нехилая смекалка, которыми пестрила Льдянка - всё это заставляло любить этих персонажей, верить им, верить в них и радоваться отсутствие желания отвесить главной героине щелбана.
да, имеются и несколько весьма весомых минусов, нисколько не портивших общее впечатление, а, скорее, дополняющих картину, да и куда в наше время популярности литературы такого толка, деться от роялей в кустах и каких-либо шаблонов? Например, некая предсказуемость сюжета. Знаете, вот бывает такое, читаешь ты книгу и точно знаешь, что вот после этого событий последует такое, а вот на этот поступок будет такая реакция. Вот так и тут, где даже не рояли в кустах, а пизанские башни в чистом поле: то Янтарь прям во время чересчур пикантной сцены между его невестой и гвардейцем вопрётся в оранжерею, то кольца он купит, которые Льдянке приглянулись, то кто-то из них скажет что-то обидное во гневе, после чего в обидчика полетят огненные шары, ледяные стрелы, стулья и прочее оружие ближнего боя. Или, к примеру, ещё одним минусом стало наличие двух интригующих убивческих линий, в одной из которых убить пытались Янтаря, а в другой - Льдянку. Причём, как выяснилось потом, убийцы были разными и совершить преступление хотели по совершенно разным поводам. Вот одна из них и есть минус - она была просто лишней.
О чём же книга? Начинается всё с первого семестра последнего курса магической школы Тарос, в которой мы имеем пять факультетов (огонь, вода, воздух, земля и металл), полная неприкосновенность со стороны государства и неразличимость студентов по сословию, материальному благосостоянию и происхождению: не важно, кем ms являешься за воротами школы - дочерью сапожника или сыном самого Императора - в стенах Тароса ты всего лишь студент и в случае чего, по шапке получишь наравне со всеми. Даже имён у них нет - каждому при поступлении даётся что-то вроде клички, которая отражает внутреннюю гармонию со стихией и его личным даром. Кстати об этом. Система и механика магии этого мира, придуманная автором, весьма интересна: помимо непосредственного владения своей стихией, студенту (не уверена, что всем, не помню) доступен некий аспект стихии, называемый Даром. Например, Льдянка практически в совершенстве владеет льдом, одни из землянников могут ладить с растениями и понимать их, а другие мастерски распоряжаться самой землёй, воздушнику могут быть подвластны молнии, ну и так далее.
Так вот, начинается всё с этой самой академии, где учатся главные герои романа - Янтарь и Льдянка (думаю, объяснения, кто из них к какому факультету принадлежит, не надо?)Отношения у них, мягко скажем, странные: затянувшаяся вражда, выливающаяся в постоянные потасовки, драки с переменным эффектом и соперничество, которые я бы квалифицировала как "заклятые дружба на фоне тотальной привязанности". Детки эти... ну, как детки. Янтарю двадцать один стукнуло, а Льдянке восемнадцать скоро стукнет, являются личной головной болью ректора (второй мой любимый персонаж в этой книге). И не зря, ведь Янтарь - он же принц Дарел, сын Императора, а Льдянка - она же принцесса Анаис Авернская, дочь королевской четы независимой провинции. И они обещаны друг другу в супруги с момента рождения Анаис. Масштаб трагедии вырисовывается тут же, на месте. Это-то как раз и есть первая сюжетная линия, являющаяся, пожалуй, главной, рассказывающая про медленную и, местами, мучительную метаморфозу от, вроде как, взаимной неприязни и великой битвы гордынь, до нежности и любви. Что мне понравилось, так это отсутствие соплей как я уже говорила, и постоянного нытья на тему "любит не любит". Обожаю именно такое развитие, а не нюни, слёзы и превращение мужика в тряпку. Как хорошо, что с Дарелом этого не случилось.
Вторая линия начинает разворачиваться, когда на Льдянку совершается покушение. Начинает нарастать интрига, появляются элементы детектива, действие набирает обороты. Эта линия не пережата, не слишком замрачнена, не вихляет и не выпирает, где не надо. Правда, едва ли в этой же главе покушение совершается уже на Янтаря, причём совершенно другим способом и совершенно другими людьми. Тут сюжет начинает раздваиваться и идти параллельно друг другу, фактически не пересекаясь. Обстановка в романе, как я уже упомянула выше, становиться от этого слегка перенасыщенной и линия с покушениями на Льдянку, как по мне, были лишними, но в её контексте случился один внезапный поворот влево сразу же после очередной пизанской башни, повергший меня в лёгкий когнитивный диссонанс.
В общем-то, помимо постоянных попыток покуситься на царственную парочку (о чём, кстати, не знает никто, кроме ректора и ещё одного студента), в школе ничего интересного не происходит, а потом наступает праздник Зимы и приходит время ежегодного турнира в честь оного. Этот эпизод я люблю, пожалуй, больше всего в книге. Описание и механика творимой магии, использования не только каких-либо заклинаний и пентаграмм, но и собственного дара, призывы элементалей - всё это было практически таким же крутым, насколько таковым была механика некромантии в "Летописях разлома" Ника Перумова. Вот серьёзно, попадаются в различных книгах настолько шикарные эпизоды, что читаешь ты их с замиранием сердца (ну, или попискивая, зависит от действий в нём) и потом хочешь запомнить его, выписать и перечитывать снова и снова. Я же не одна такая?
Что касается конкретно Янтаря и Льдянки, то их отношения начинают постепенно меняться в лучшую сторону (давно пора, свадьба через месяц). Со стороны Янтаря уж точно, а вот деваха начинает серьёзно подтупливать на фоне эмоций, порой вызывая желание стукнуть её чем-нибудь тяжелым по голове и объяснить, почему это вдруг недруг детства стал вдруг распускать руки, делать странные намёки, лезть целоваться, да ещё и от удара элементаля закрыл собой. На самом деле и хочется её упрекнуть в тугодоходчивости, а потом вспоминается, что ей семнадцать, и хотелка отодвигается на задний план. Плавали, знаем.
Блин, вот я сейчас стою перед дилеммой: то ли начать восторженно пересказывать сюжет, раскладывая по полочкам всё понравившееся и не понравившееся, при этом проспойлерив всё к чертям и заняв половину ночи, или свернуться, расписав лишь самые понравившиеся моменты, рассказать про характеры героев и лечь спать? Пожалуй, выберу второе. Уж больно я себя люблю, да и встала я сегодня в пять утра.
Значит так, главные герои. Льдянка - она же Анаис и Янтарь - он же Дарел.
картинка Wealozza
Дарел-Янтарь принадлежит к типу книжных мужиков, которые существуют аки непостижимая мечта в мыслях читательниц. Этот парнишка двадцати одного года от роду (хотя по поведению и не скажешь, ага) обладает талантами, качествами и умениями, которые, будь их чутка поболее, сделали бы из него мэри-сью мужского посола и отвадили от себя моё внимание, но всего этого в меру. Дарел никогда не зазнавался и не пытался выпятить своё происхождение (да, никто не знает, но ты то знаешь) , он свой в доску парень, который и подшутит, и проказничать любит, и заварушки устраивать, а потом получать нагоняй от ректора, чинно смотря в потолок (хотя, вот это точно не про него), чтобы через пять минут идти и доставать Льдянку по новой. Он саркастичен, язвителен и до безобразия ядовит. Имеет чувство юмора и буйную фантазию, в основном выливающуюся на голову бедной Аны. Он талантлив в магии и в совершенстве владеет своим огненным даром. А ещё, он умеет держать себя в руках, когда того воистину требует момент. Он может быть серьёзным, если от этого зависит нечто важное. Он может переступить через себя, если это необходимо любимому человеку. И он невероятно талантливо умеет добиваться своего. Он любит преданно и правит твёрдо. И, что самое главное, под конец он не скатился в нечто слитое, бесполезное и невзрачное, сделавшись карманным придатком к жене, даже Императором оставшись тем парнем, который гонял по школе и добавлял седины её ректору. Дарел без лишних слов великолепен.
Анаис-Льдянка - типичная деваха семнадцати лет, с направленностью взглядов внутрь себя. Она терпеть не может Дарела с семи лет и искренне недоумевает, когда он начинает проявлять знаки внимания, во всю глотку оравшие "ТЫ МНЕ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА!", но у нашей принцессы, как видимо, зашорены глаза, замотаны уши и вообще, она немного не в ладах с собой. Она довольно умная и смекалистая, умеет подмечать малейшие детали и обладает великолепным терпением (ну естественно, лёд же). Она на довольно высоком уровне владеет своим даром льда и с Дарелом они ведут противостояние с переменным успехом. Она сорвиголова, которой приключения ближе к сердцу, чем посиделки с Императрицей и фрейлинами за вышиванием, однако она ответственная и понимает, что когда на твоих плечах лежит вес целой Империи и помощь мужу, тут не до "не хочу-не буду". Ана, как и Дарел, вполне может переступить через себя ради любимого человека. Она может не сдержаться и наговорить глупостей, и будет до последнего чувствовать себя виноватой, даже если это вовсе не так. Да, Ана немного истерична, немного не в ладах с собой, часто совершает поступки, не объяснимые человеческой логикой и, порой, может отмочить нечто, что больше подойдёт подростку, но потому ты оглядываешься на её возраст и понимаешь, что пока больше ждать не стоит и прощаешь её эти маленькие закидоны, ведь в большинстве своём она довольно таки приличный женский персонаж и пока едва ли не единственный таковой.
Дарел и Анаис безумно разные. Настолько же, насколько разняться огонь и лёд, которые они олицетворяют, но, думаю, только благодаря этому они смогли так отлично сойтись и дополнить друг друга. И да, я считаю, что той "ненависти", которой окрестила Льдянка их с Янтарём отношения, там не было и в помине. Просто обида семилетней девочки на своего десятилетнего "жениха" переросла в их общую уже привычку за десять-то лет, только вот Янтарь осознал новую планку куда быстрее Льдянки, до которой это ну очень долго доходило. Да и вообще, для того, чтобы окончательно разобраться в своих чувствах, ей понадобился наркотик. Но это уже совсем другая история.
Повторюсь - эта книга великолепна. Мне безумно понравилось, как была разыграна карта с покушениями на императорскую семью (выкинем отсюда попытки убить Анаис, они не получили никакого дальнейшего развития, после того, как разъярённый Дарел расплавил ко всем чертям каменный дом того, кто похитил его жену). Настоящий дворцовый заговор государственного масштаба. Начат великолепно, развит по всем канонам и логично завершён. Единственное, что вызвало во мне искреннее недоумение - это попытка понять, причём тут "Школа для наследников" в названии книги? И аннотация, которая обещает нам развитие сюжета именно в школе магии, которой в романе только третья часть?
Итак, три причины прочитать сей роман:
1. Дарел. Отличный книжный мужик. Сильный, умный, талантливый, язвительный и саркастичный, не марти-сью и не слит в конце. О чём ещё можно мечтать?
2. Анаис. Героинька, которой совершенно не хотелось отвесить смачного пинка каждые пару десятков страниц. Такое желание в целом возникло всего пару раз за книгу. Рекорд.
3. Отличная интрига в стиле эпохи дворцовых переворотов в Российской империи.
Плюс к этому магия-шмагия и любовь-морковь.
Спасибо.