Больше рецензий

Jenna_A

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 октября 2016 г. 19:54

557

4

Повесть привлекла мое внимание как написанная в XIX веке пародия на классический готический роман. Как оказалось, это не только высмеивание характерных черт процветавшего в то время жанра, но и дружеская шутка автора, карикатура на литературное творчество его приятелей - представителей английского романтизма (прежде всего, Шелли, Колриджа, Байрона). И, если бы не это второе обстоятельство, милая шалость понравилась бы мне гораздо больше, но обо всем по порядку.

Действие происходит в Кошмарском аббатстве - месте чрезвычайно угрюмом в полном соответствии с традициями готики. Аббатство окружено болотами и рвами, ближайшая деревня Гнилосток находится довольно далеко. Кстати, как можно заметить, все имена и названия в этой истории "говорящие". В поместье обитают любитель всего мрачного и таинственного мистер Сплин и его сын Скютроп - юноша, страстно увлеченный философией и обремененный тяжкими думами о судьбах мира. Мистер Сплин не выносит проявлений радости в своем доме и даже слуг себе нарочно подбирает со зловещими фамилиями и главное таких, которые не станут отравлять его существование ни своим веселым видом, ни, тем паче, смехом.

...печаль нынче в моде. Иметь для нее причину было б куда как пошло; печалиться же без причин - есть свойство гения; искусство тосковать из любви к тоске доведено в наши дни до совершенства...

Также в аббатстве находятся гости: мистер Лежебок, мистер Гибель, мистер Горло, мистер Флоски, мистер и миссис Пиквик и их племянница Марионетта. Каждого из этих колоритных персонажей автор наделяет чертами своих друзей, знакомых и современников. Это и стало для меня основным минусом данной повести - автор настолько стремился сделать эти образы узнаваемыми, что, на мой взгляд, перегрузил текст различными намеками, отсылками к мировоззрению, высказываниям, творчеству конкретных личностей, к деталям их биографии, каким-то письмам и т.п. Мне, например, совершенно не известны Шелли и Колридж, а с поэзией Байрона я знакома весьма поверхностно, поэтому все подколки Пикока в их адрес для меня не выделялись и остались бы не замеченными, если бы не сноски. А шутка, подробно поясняемая в сноске, уже не кажется смешной, особенно если эта шутка адресована конкретному человеку и основана на их личных отношениях с автором (такой вот прикол-междусобойчик).

Что касается сюжета повести, то он мне очень даже понравился, но случилось это лишь в самом конце. Можно сказать, что 80% времени автор знакомит читателя с многочисленными персонажами, их взглядами на жизнь, пространными рассуждениями, а исполнив эту миссию, вспоминает наконец про сюжет, и понеслась! Вот тут становится действительно смешно, и завершается все это действо истинно комедийной развязкой. До этого, честно говоря, можно умереть со скуки - многостраничные нудные рассуждения героев о философии и метафизике, об их любви ко всему трансцендентальному, бесконечные отсылки к пьесам Шекспира и к древнегреческой мифологии буквально усыпляют. 100 сносок на 60 страниц повести - это слишком! Но последняя часть и развязка, бесспорно, порадовали и повеселили. И я не сомневаюсь, что для современников автора и в особенности для его приятелей, оказавшихся под прицелом сатиры, эта вещь была действительно великолепна.

От автора:

Сейчас я работаю над комическим романом "Аббатство кошмаров" и забавляюсь, высмеивая мрак и мизантропию современной литературы. Надеюсь, что, благодаря моим стараниям, даже на ее изможденном лице появится улыбка.

Повесть прочитана в рамках игр "Бесконечное приключение" и "Книжное путешествие".